Современное искусство – границы допустимого

Выставка
Выставка "Христос в темнице" - деревянная религиозная скульптура середины XVII - начала XIX веков в современном переосмыслении
Источник: Телеканал "Культура"

JESUS-PORTAL.RU. 30 мая. Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции рекомендовал к принятию законопроект, предлагающий не считать экстремизмом использование нацистской или экстремистской символики в контексте осуждения нацизма и при отсутствии признаков пропаганды, сообщает «Интерфакс».

Предполагается, что поправки позволят не распространять запрет на произведения науки, литературы, искусства, продукцию СМИ и материалы, используемые образовательными организациями в учебных и просветительских целях.

«При условии осуждения нацизма и экстремизма и отсутствия признаков пропаганды или оправдания любой нацистской и экстремистской идеологии подобная деятельность не будет считаться экстремистской».

Сейчас в России запрещено использовать нацистскую символику в любой форме, уточняет информагентство. Таким образом, под запретом могут оказаться даже фотографии из музеев, документальные и художественные фильмы.  

Кадр из российского фильма "Т-34" (2018) режиссера Алексея Сидорова

Источник: ВЕСТИ.Ru

Смягчение законодательных запретов на использование тех или иных острых тем в искусстве можно назвать общей тенденцией. Так, в конце марта этого года на парламентские слушания в Госдуме был вынесен законопроект о выведении произведений искусства из-под действия статьи Уголовного кодекса об оскорблении чувств верующих, сообщает «Интерфакс». Предполагается, что театральные постановки, произведения изобразительного и киноискусства, выставки и музеи не будут расцениваться как осуществление «действий, выражающих явное неуважение к обществу и совершенное в целях оскорбления религиозных чувств».

В свою очередь, в Русской Церкви выступили против выведения предметов искусства из-под действия уголовной статьи, отмечают в «Интерфаксе» со ссылкой на руководителя правового управления Московской Патриархии игуменью Ксению (Чернега).

«По нашему мнению, это все-таки публичные действия, предназначенные для публичного просмотра, и они однозначно относятся к тем публичным действиям, которые могут оскорбить религиозные чувства верующих».

По словам игуменьи, существует немало произведений, которые оскорбляют религиозные чувства верующих, и упомянутая статья должна на них распространяться.

Она также отметила, что представители РПЦ не вошли в состав рабочей группы, работавшей над концепцией законопроекта, несмотря на просьбы.

Об отношении Церкви к современному искусству говорил также митрополит Волоколамский Иларион. Выступая в эфире телепередачи «Церковь и мир» на канале «Россия-24», архиерей высказался о границах допустимого в современном искусстве на примере выставки «После иконы», прошедшей в январе этого года в Храме Христа Спасителя.

Экспонат выставки "После иконы"

Источник: "Фома"

Митрополит отметил, что современное искусство – это весьма широкое понятие, под которым «сейчас понимаются самые разные феномены», включая кощунственные изображения. По его словам, Церковь определяет свое отношение к современному искусству, опираясь на духовно-нравственные критерии, и при этом признает не только иконы.

«Церковью признается также право любого художника на самовыражение, в том числе и по религиозным темам».

Как подчеркнул архиерей, Церковь «приветствует это самовыражение, за исключением тех случаев, когда художники пытаются противопоставить себя религиозной традиции и создают произведения, которые могут оскорбить чувства верующих». Во всех остальных случаях она является открытой по отношению «к художникам и творчеству в целом» и готова «открывать свои двери для представителей тех форм современного искусства, которые не оскорбляют чувства или взор верующих христиан».

Митрополит Иларион также отметил, что «все наши ведущие художники в той или иной степени затрагивали и затрагивают религиозную тему в своих произведениях».

«Они делают каждый по-своему, но с должным уважением к Церкви, к церковной традиции и к христианству как таковому».