Раскол внутри раскола: новые испытания для украинских верующих
JESUS-PORTAL.RU. 21 июня. Украинский раскольник Филарет Денисенко отменил решение о ликвидации возглавляемой им неканонической церковной структуры — «Киевского патриархата», сообщает РИА Новости. В своем выступлении на пресс-конференции 20 июня он заявил о необходимости возвращения имущества и инфраструктуры, которыми «владела» раскольническая структура.
«Отменили ликвидацию Киевского патриархата и, наоборот, утвердили существование Киевского патриархата и существование Киевской патриархии как юридического лица, которое должно владеть имуществом, и монастырями, и учебными учреждениями, которыми она владела до этого дня».
О намерении восстановить «Киевский патриархат» Денисенко объявил на «поместном соборе» организации, прошедшей в тот же день во Владимирском соборе в Киеве, сообщает РИА Новости.
Неканоническая «Украинская православная церковь Киевского патриархата», которую возглавляет Филарет была упразднена после «объединительного собора», состоявшегося 15 декабря. Тогда «УПЦ КП» и еще одна неканоническая «Украинская автокефальная православная церковь» объединились и создали новую структуру, получившую название «Православная церковь Украины». Ее главой стал «митрополит» Епифаний Думенко, а в начале января Патриарх Константинопольский Варфоломей выдал этой структуре томос об автокефалии.
В интервью «Украинскому радио» Филарет заявил, что новосозданная «Православная церковь Украины» не является канонической и не имеет автокефалии, поскольку не признана ни одной из поместных православных церквей за исключением Константинополя.
Он также заявил, что был патриархом и является им сейчас, поэтому не признает тот факт, что Константинопольский патриарх снял с него анафему в 2018 году. По мнению Филарета, никакой анафемы в отношении него не было. Если же она была, добавил он, то тогда совершенные им ранее рукоположения клириков (включая Епифания Думенко) просто нельзя признавать законными
Как подчеркивает информагентство, инициативу Денисенко поддержали ушедшие в раскол бывшие архиепископы УПЦ Симеон Шостацкий и Александр Драбинко. Шостацкий признал, что переходы храмов канонической Церкви в ПЦУ осуществляются незаконно при содействии светских властей, при этом «правда» в этой ситуациина стороне УПЦ. Как сообщают РИА Новости, в этой ситуации наиболее вероятно, что отобранные храмы вновь окажутся в центре конфликта.
В ответ Патриарх Константинопольский Варфоломей в беседе с украинскими журналистами заявил, что Филарет Денисенко никогда не был «Патриархом Киевским» и не является им, сообщает РИА Новости.
«Что касается Филарета, он был восстановлен в епископском достоинстве как бывший митрополит Киевский. Так называемый "патриархат Киевский" не существует и никогда не существовал... Мы также считаем, что теперь, когда автокефалия была дана, ответственность несет предстоятель Православной Церкви Украины блаженнейший митрополит Епифаний».
По его мнению, раскол на Украине устранен, поскольку «все верующие были восстановлены в общении с единой, святой, кафолической и апостольской Церковью».
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион считает подобное развитие событие закономерным и ожидаемым.
«Раскол внутри раскола – это достаточно типичная ситуация», – отметил архиерей в своем выступлении на передаче «Церковь и мир» на канале «Россия-24».
«То, что раскол был легализован патриархом Константинопольским, не превратило его из раскола в каноническую Церковь, потому что это происходит иным путем – через покаяние, воссоединение и перерукоположение тех людей, которые были рукоположены в расколе».
Как отметил митрополит Иларион, в случае Украины ничего из этого сделано не было. По его мнению, Патриарх Константинопольский Варфоломей не хотел, чтобы отлученный от Церкви Филарет Денисенко (чье отлучение признали все поместные Церкви) возглавил новую структуру. Несмотря на это Денисенко надеялся, что фактически он продолжит управлять Церковью на Украине. Когда же этого не произошло, он понял, что его обманули, и «забил тревогу».
«Налицо противостояние внутри раскола, которое вполне может оформиться в новый раскол уже внутри этой легализованной раскольничьей структуры».