Митрополит Иларион: Хотелось бы надеяться, что воспитательная роль школы не будет утрачена

Учащиеся школы №42 в Чите
Учащиеся школы №42 в Чите
Источник: Евгений Епанчинцев / РИА Новости

JESUS-PORTAL.RU. 27 января. Имеющийся на сегодня результат взаимодействия Церкви и школы не является удовлетворительным, считает председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион.

Комментируя в эфире телевизионной программы «Церковь и мир» состоявшееся на днях кардинальное обновление состава совета министров, в ходе которого, в частности, пост министра просвещения занял Сергей Кравцов, архипастырь, в частности, отметил: «У нас сейчас есть два министерства, одно отвечает за систему высшего образования и развитие науки, а другое – министерство просвещения – отвечает за образование в начальной и средней школе. И я думаю, что на каждом из этих этапов развития человека он нуждается не только в получении какой-то суммы знаний, но также и в том, чтобы получить соответствующее воспитание. Очень много в последние годы говорилось о том, что у школы есть не только образовательное, но и воспитательное значение. И я бы очень хотел надеяться, что эта воспитательная роль школы не будет утрачена».

«Если говорить о взаимодействии между Церковью и системой высшего образования, то здесь, я думаю, можно констатировать значительный прогресс, – продолжил Владыка. – например, мы в течение многих лет добивались, чтобы теология стала одним из признанных предметов на уровне высшего образования, и мы этого добились. Есть теологические факультеты, есть теологические кафедры. У нас есть диссертационные советы, которые выдают дипломы по теологии, признаваемые государством. Можно сказать, что формирование теологической отрасли на уровне высшего образования завершено».

Обратившись же к теме начального и среднего образования, архипастырь напомнил: «На протяжении многих лет мы говорили о том, что для учеников важно иметь доступ к основам религиозной культуры, причем если это православные дети, значит, речь идет об основах православной культуры, если это дети из мусульманских семей, значит, речь должна идти об основах исламской культуры и т.д. Было разработано несколько опций для того, чтобы дети могли изучать ту или иную традицию по своему выбору или по выбору родителей, либо светскую этику, если они вообще не принадлежат к какой-либо религиозной конфессии. Но все, чего удалось добиться, – что в одном классе один час в неделю уделяется культурологическому предмету Основы православной (или исламской, иудейской, буддистской) культуры, либо Основы светской этики, и этим практически все ограничивается». При этом, обратил внимание иерарх, преподавание ведут не люди, получившие мандат от Церкви, от исламского сообщества или от иудейских общин, а просто преподаватели иных дисциплин по совместительству.

«Я думаю, что этот результат взаимодействия Церкви и школы не является удовлетворительным. Мы должны дать возможность нашим детям иметь прямой доступ к религиозным традициям», – уверен митрополит Иларион. В то же время он подчеркнул, что светская школа не должна стать площадкой для проповеди той или иной религии – пусть дети и родители выбирают сами, в какую церковь ходить, к какой религии принадлежать. «Но они должны получать адекватные знания о религии от представителей самой этой религиозной традиции. Не обязательно духовенство – это могут быть миряне, но это должны быть люди, которые уполномочены своими религиозными организациями преподавать в школе».

По мнению иерарха, если данный вопрос будет решен, и не в масштабе одного часа в неделю и одного класса за весь цикл обучения, то это будет в целом способствовать улучшению межрелигиозного климата в России, что, в конце концов, важно и для безопасности государства.