Митрополит Иларион: Церковь не ставит чудо критерием святости

Схиархимандрит Зосима (Сокур)
Схиархимандрит Зосима (Сокур)
Источник: Православие.Ru

JESUS-PORTAL.RU. 22 февраля. Иерарх Украинской Православной Церкви епископ Волновахский Амвросий недавно рассказал о том, что митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион исцелился от двусторонней пневмонии после того, как во сне ему явился почивший схиархимандрит Зосима (Сокур). Подробностями случившегося с епископом Амвросием поделился сам митрополит Иларион, попросив внести свидетельство о чудесной помощи старца в летопись Успенского Николо-Васильевского монастыря для возможного прославления в будущем схиархимандрита Зосимы в лике святых.

Комментируя эту информацию по просьбе ведущей передачи «Церковь и мир» Екатерины Грачевой, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион подчеркнул:

«У меня нет никаких оснований сомневаться в произошедшем чуде, если о нем свидетельствует мой собрат митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион. Но я хотел бы подчеркнуть, что чудеса в жизни Церкви происходят постоянно. Чудеса случаются в жизни многих людей, и совсем не всегда они становятся достоянием гласности».

Иерарх также указал на то, что свидетельства о чудотворениях не обязательны для канонизации: «Есть люди, которые причислены к лику святых, при этом не известно о каких-либо чудесах, которые они совершали при жизни или после смерти. С другой стороны, есть люди, которые не причислены к лику святых, а при этом с ними связаны те или иные чудеса».

«Церковь никогда не ставила чудо критерием святости», — констатировал архипастырь.

Владыка Иларион напомнил примеры из жизни Господа Иисуса Христа. Он совершил очень много чудес: исцелял людей, изгонял демонов из одержимых, но когда «вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его» (Мк. 8. 11), Христос отказывался совершить чудо ради чуда. А на Голгофе «первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него» (Мф. 27. 41-42), однако Господь этого не сделал.

«Потому что вера не должна являться следствием чуда, — пояснил митрополит Волоколамский Иларион. — Вера, скорее, является причиной чуда, и неслучайно Господь Иисус Христос у людей, которые просили у Него исцеления, спрашивал: веруешь ли ты, что Я могу это сделать? А тем, которые получали исцеление, Он говорил: вера твоя спасла тебя, иди с миром».