Какой священник может быть духовником?
Читателей портала «Иисус» интересуют вопросы: обязательно ли у христианина должен быть духовник? Есть ли разница между духовником и духовным и отцом? Как найти себе наставника? У священнослужителей возникают не менее напряженные вопросы: может ли священник по своему разумению стать чьим-либо духовником?
В Издательском доме «Познание» вышел общецерковный учебник «Пастырское богословие». Авторы этого учебника — широко известные священнослужители и специалисты по истории духовного образования[1]. Среди них и протоиерей Димитрий Смирнов, отошедший ко Господу в 2020 году. Учебник вышел уже после его кончины — и останется вкладом о. Димитрия в воспитание будущих священнослужителей.
В этом учебнике есть глава, посвященная пастырству и духовничеству, подготовленная основателем и ректором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиереем Владимиром Воробьевым. Предлагаем вам одними из первых ознакомиться с этим текстом. Убеждены, что он будет полезен и будущим священникам, и мирянам.
Пастырская деятельность священника включает в себя, прежде всего, устроение евхаристической общины, организацию и осуществление регулярного благоговейного богослужения, сплочение членов общины в единую духовную семью, заботу о храме как месте, где совершается богослужение, о певцах, чтецах и других членах причта, о многодетных семьях, об одиноких и бедных, больных, престарелых, об устроении детского духовного образования, детского отдыха и т.д. При этом совершенно особенное место в пастырской деятельности занимает душепопечение. Не всякий священник сразу может стать духовником, но полноценное пастырское служение без душепопечения немыслимо.
Пастырское душепопечение — это не только внимательное, душевное отношение к прихожанам, не только добрая забота о них, но прежде всего — духовное отцовство, являющееся благодатным даром Божиим. Этот дар дается в ответ на сердечное желание и просьбу пасомого, ищущего духовного руководства как необходимого для спасения средства. Подобно тому, как заблудившийся в лесу путник, предвидя неминуемую гибель, умоляет Бога о спасении, так человек, ощутивший сердцем глубины ада, не находя способа преодолеть пленившие его губительные страсти и искушения, взывает ко Господу: «дай мне любящего руководителя в жизни, духовного отца, необходимого мне, чтобы освободиться от греховного плена, чтобы обрести благодатную жизнь и спасение». Духовное единство с духовником невозможно без любви во Христе, без полного доверия, без смирения перед духовником, без послушания ему. В свою очередь и духовничество невозможно без принятия на себя ответственности перед Богом за духовное чадо, без самоотверженной любви к нему, без сострадания и сердечного участия в его жизни.
Чтобы стать духовником, недостаточно священнической хиротонии. Для этого, прежде всего, необходим высокий уровень собственной духовной жизни священника, пастырский и жизненный опыт.
Власть духовного отца над своим духовным чадом по самой своей природе является властью любви.
В Византии для духовнического служения избирались пожилые, опытные и известные своей доброй жизнью священники или игумены монастырей, которые поставлялись на духовничество через совершение над ними специальной хиротесии с возложением омофора и рук епископа на главу поставляемого и чтением молитвы о нем. После этого новопоставленному духовнику выдавалась соответствующая архиерейская грамота, дающая право на духовническое служение. Без такой хиротесии и грамоты принимать на себя духовнические обязанности категорически запрещалось. Естественно, что при таком понимании духовничества авторитет духовника был весьма высок.
На Руси церковная жизнь имела свои особенности. В древности духовники поставлялись из монахов и белых священников и пользовались большой властью и авторитетом. Номоканон при Большом Требнике строго запрещал менять духовника, а епитимия, наложенная духовником, не могла быть отменена другим священником. Не только духовники-монахи, но и духовники, поставленные из белого духовенства, имели «покаяльные семьи», состоящие как из простолюдинов, так и знатных людей, и точно так же, как и в монастырях, требовали от своих пасомых практически абсолютного послушания[2]. Выбор духовника был совершенно свободным и не связанным с местом его служения, при этом покаяльная семья была привязана к храму духовника и брала на себя заботу о нуждах духовного отца. Величина духовной семьи и ее качество во многом определялись духовно-нравственным авторитетом духовника. Такие покаяльные семьи играли весьма заметную роль в нравственном воспитании русского народа.
Много интересного о церковной жизни древней Руси вы можете узнать из блога нашего постоянного автора Владимира Басенкова «Сокрытая Русь».
Воспринятая от Византии традиция поставления духовников действовала на Руси примерно до XV — XVI века, но в дальнейшем, по мере территориального роста Руси и в связи с хронической нехваткой священников, право исповедовать без специальной епископской хиротесии усваивается каждому священнику. Одновременно, если в средние века на Руси исповедовались и причащались в основном постами, то есть 3-4 раза в год, то в силу тех же причин, усугублявшихся неграмотностью народа, формируется устойчивая традиция причащаться один раз в год Великим постом, предваряя причастие говением и исповедью. Так возникает представление о необходимости обязательной исповеди перед Причастием, ведь если священник не видит прихожанина целый год на исповеди, то, прежде чем допустить его к Причастию, ему необходимо убедиться в отсутствии у подобного человека тяжелых, нераскаянных грехов. За отсутствием выбора такая исповедь совершалась, как правило, просто у приходского священника и нередко воспринималась как формальность, которую нужно было соблюсти, чтобы не отклониться от бытовавших представлений о жизни. Авторитет духовника в этой ситуации уже не мог оставаться на прежней высоте, и не всякий духовник вследствие этого становился духовным отцом для своих прихожан.
Чтобы стать духовником, необходим высокий уровень собственной духовной жизни священника, пастырский и жизненный опыт.
Вообще, понятия «духовник» и «духовный отец» не тождественны. Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием (1Кор.4:15), — говорит апостол Павел. Весьма распространенным явлением сегодня бывает ситуация, когда прихожанин какого-либо храма регулярно исповедуется у своего приходского священника перед тем, как приступить к Причащению, но при этом не считает его своим духовным руководителем. Такого священника тоже называют духовником, потому что открывают ему свою душу, но, конечно, это уже совсем другие отношения, не похожие на глубочайшее единство во Христе духовного отца и любящего его духовного чада, потому что только тот духовник, через которого начинается для человека подлинная церковная жизнь, когда его сердцу открывается Христос, действительно, воспринимает от Бога духовные свойства отцовства.
Духовная власть вообще и, в особенности, власть духовного отца над своим духовным чадом по самой своей природе является властью любви. Она не может основываться на административном, каноническом порядке, тем более на каком-либо назначении или распоряжении. Она предполагает полное доверие духовного чада, совершенно добровольно открывающего все глубины своего сердца и вводящего туда любимого и любящего отца. Как больной, поверив врачу, исполняет все его предписания, так и духовное чадо, убедившись, что через духовного отца действует любящая и спасающая десница Божия, с радостью и усердием исполняет возложенные на него духовным отцом послушания. Но, как только чадо потеряет доверие и любовь к своему духовному отцу, так тотчас прекращаются их духовные отношения: духовный отец перестает быть отцом, а чадо перестает быть чадом, — и никаким внешнем авторитетом исправить эту утрату доверия невозможно.
Что нужно знать о церковной иерархии? Какой должна быть власть священнослужителей? Самое главное — в тексте на 30 секунд чтения из «Катехизиса» митрополита Волоколамского Илариона.
Пастырское руководство не терпит насилия, оно всегда предполагает свободу пасомого — даже в том случае, если им произнесен монашеский обет послушания. Монах может оставаться послушным игумену и назначенному ему руководителю-авве, но, если между ними не будет настоящего единства в любви, то останется только чувство долга, необходимость быть верным своему обету. Внешнее послушание начальникам, старшим по должности и положению требуется от всех людей, но это не имеет никакого отношения к духовному единству отца и чада: вынужденное послушание по обязанности и свободное послушание по любви не тождественны одно другому.
[1] Полный перечень авторов: митрополит Иларион (Алфеев), епископ Пантелеймон (Шатов), епископ Питирим (Творогов), Каледа Василий Глебович, протоиерей Владимир Воробьев, протоиерей Дмитрий Лескин, протоиерей Дмитрий Рощин, Сухова Наталья Юрьевна, иерей Алексей Чёрный, диакон Павел Каледа, протоиерей Димитрий Солонин, протоиерей Николай Емельянов, протоиерей Дмитрий Смирнов, протоиерей Димитрий Пашков.
[2] Смирнов С.И. Древнерусский духовник // Богословский вестник 1898. Т. 2. №2. С.163–194.