Рождество Пресвятой Богородицы: что нужно знать
Первым великим праздником церковного года является Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября). В основу этого праздника лег рассказ из новозаветного апокрифа «Протоевангелие Иакова», появившегося предположительно около середины II века. Здесь повествуется об Иоакиме и Анне — благочестивой еврейской паре, жившей в Назарете. Однажды Иоаким принес жертву в Иерусалимский храм, но она была отвергнута из-за того, что у него не было детей. Глубоко опечаленный, он ушел в пустыню, где молился сорок дней и сорок ночей, прося Бога о дарованиипотомства. Господь услышал молитву праведника, и Ангел принес Анне весть о том, что у нее родится ребенок. Такую же весть Ангел принес Иоакиму. Иоаким вернулся в дом, Анна зачала ребенка и через девять месяцев родила Дочь — Преблагословенную Деву Марию1Протоевангелие Иакова 1-5..
Этот рассказ нашел отражение в «Первом похвальном слове на Успение Богоматери» преподобного Иоанна Дамаскина, где о Пресвятой Деве говорится:
Родителями Ее были Иоаким и Анна. Иоаким, подобно пастуху овец, пас и водил, как стада, свои помышления куда хотел. Ибо он сам был пасом Господом Богом подобно овце и не имел недостатка ни в каких благах... Анна же... была со своим мужем не только единой в браке, но и единой в нраве. Будучи украшенной всеми добродетелями, она по некоей тайной причине имела недуг бесплодия. Но Благой Бог, призрев на творение рук Своих, смилостившись над ним и возжелав его спасти, упраздняет бесплодие благодати, то есть богомудрой Анны, которая производит на свет Дочь, какой не было прежде и какой не будет после... Поэтому рождение Богородицы происходит по обетованию: Ангел сообщает о зачатии Той, Которой предстоит родиться; ибо надлежало, чтобы будущая Матерь по плоти Единого и истинно совершенного Бога не оказалась позади кого-либо и не занимала второго места и в этом2Иоанн Дамаскин. Слово на Успение 1,6-7..
Рассказ о рождении Пресвятой Девы от неплодной четы отражен в многочисленных литургических текстах, посвященных празднику. В них неплодство Иоакима и Анны рассматривается как образ духовного бесплодия человечества, а рождение Пресвятой Богородицы — как разрешение от этого бесплодия:
Днесь всемирныя радости провозвещение, днесь возвеяша ветри, спасения провозвестницы: естества нашего разрешается неплодство, неплоды бо мати показуется, девствующия и по рождестве Зиждителеве. Из Неяже чуждее присвояет Иже естеством Бог, и заблуждшим плотию спасение содевает, Христос Человеколюбец, и Избавитель душ наших3Минея. Рождество Богородицы. Великая вечерня. Стихира на «Господи, воззвах».. | Сегодня провозвестие всемирной радости, сегодня повеяли ветры, предвозвещающие спасение: разрешается бесплодие нашего естества, ибо неплодная становится матерью Той, Которая останется Девой и после рождения от Нее Создателя. От Нее чуждое4Т.е. человеческую плоть присваивает Тот, Кто по естеству Бог, и через плоть дарует спасение заблудшим Человеколюбивый Христос, Избавитель душ наших. |
Празднуя Рождество Богородицы, Церковь прославляет «Богоотроковицу, от всех родов произбранную»5Минея. Рождество Богородицы. Великая вечерня. Стихира на «Господи, воззвах»., «Света чертог и книгу Слова животнаго»6Там же.. В лице Пресвятой Девы Марии Бог, почивающий на разумных престолах (ангелах), уготовал себе святой престол на земле7Там же.. Богородица — «храм одушевленный»8Минея. Рождество Богородицы. Великая вечерня. Стихира на стиховне., «жилище всех Царя и Зиждителя Христа Бога»9Минея. Рождество Богородицы. Великая вечерня. Стихира на «Господи, воззвах»..
Как и всякий Богородичный праздник, Рождество Богородицы осмысляется Церковью, прежде всего, в христологической перспективе. Без этого события невозможно было бы Боговоплощение, а без Боговоплощения — спасение человечества. Преподобный Андрей Критский в «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы» пишет:
Человек первоначально создан был совершенным: но природа его утратила прирожденное ей достоинство, лишившись благодати чрез грех преслушания. За это мы и были изгнаны из страны жизни и вместо райских наслаждений получили жизнь временную, как родовое наследие, а с нею смерть и растление рода нашего... Никто не знал, как исправить природу человеческую и посредством чего удобнее было бы возвести ее к первому совершенству, доколе Творец всех благ Бог не благоволил как бы снова создать стройный и прекрасный мир, уничтожить издревле вторгшуюся силу греха, породившего смерть, и даровать нам дивную, свободную и совершенно бесстрастную жизнь, чрез воссоздание наше в крещении божественного рождения. Но как сообщилось бы нам это великое и преславное благо, столь сообразное с законами Божественными, если бы Бог не явился нам во плоти, не подвергся законам природы и не благоволил вселиться и пожить с нами ведомым Ему образом? А как все это могло бы прийти в исполнение, если бы прежде не послужила таинству чистая и непорочная Дева, Которая вместила бы в утробе Своей Невместимого, по закону, превышающему все законы естества? И могла ли послужить для этого таинства какая-либо другая дева, кроме Той единой, Которая прежде всех родов избрана была Творцом природы? Эта Дева есть Богородица Мария, богозванное имя, из утробы Которой произошел плотью Пребожественный и Которую Сам Он сверхъестественным образом сделал для Себя храмом10Андрей Критский. Слово на Рождество Богородицы. PG 812 С-813 С..
В сжатом виде эта же богословская идея содержится в тропаре Рождества Богородицы:
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный11Минея. Рождество Богородицы. Великая вечерня. Тропарь.. | Рождество Твое, Богородица Дева, возвестило радость всей вселенной, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос, Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение и, упразднив смерть, даровал нам жизнь вечную. |
От Рождества Богородицы мысль авторов богослужебных текстов постоянно обращается к Рождеству Христову. О рождении Христа от Девы говорится и в первом каноне, надписанном именем «кир Иоанна Дамаскина», и во втором, принадлежащем перу «кир Андреа» (преподобного Андрея Критского):
Всем жизнь источаяй Господь, от не- плодове произведе Деву, в Нюже всели- тися изволи, и по рождестве сохранив нетленну12Минея. Рождество Богородицы. Утреня. Канон 1-й. Песнь 3.. | Господь, источник жизни для всех, от неплодной произвел Деву, в Которую соизволил вселиться, и после рождения сохранил Ее в девстве. |
О новейшаго слышания! Бог Сын Жены. О безсеменнаго рождества! Безмужныя Мати, и рожденное Бог. О ужаснаго видения! О зачатия страннаго Девы! О несказаннаго рождества! Истинно паче ума вся и видения13Минея. Рождество Богородицы. Утреня. Канон 2-й. Песнь 9.. | О последняя новость! Бог — Сын Женщины. О бессемейное рождение! Мать 一 без мужа, а рожденное — Бог! О видение, приводяшее в ужас! О странное зачатие Девы! О неизреченное рождение! Поистине все это выше ума и созерцания. |
В богослужебных текстах праздника нашло отражение богословие «Марии — Новой Евы», восходящее к Иринею Лионскому:
Начало нашего спасения, людие, днесь бысть: се бо пронареченная от родов древних, Мати и Дева, и приятелише Божие, от неплодове родитися происходит, цвет от Иессеа, и от корене его жезл прозябе. Да радуется Адам праотец, и Ева да веселится радостию: се бо созданная от ребра Адамова, Дшерь и Внуку блажит явственне. Родися бо мне, рече, избавление, егоже ради от уз адовых свобождуся. Да радуется Давид бия в гусли, и да благословит Бога: се бо Дева происходит от утробы неплодныя, ко спасению душ наших14Минея. Рождество Богородицы. Вечерня. Стихира на стиховне.. | Сегодня, о люди, положено начало нашему спасению, ибо вот, предсказанная издревле Мать и Дева и вместилише Божие появляется, чтобы родиться от неплодной. Отрасль от Иессея, и от корня его ветвь произошла (см.: Ис 11,1).Да радуется праотец Адам, да веселится, радуясь, Ева, ибо вот — созданная от ребра Адама очевидным образом прославляет Дочь и Внучку, говоря: «Родилось мне избавление, благодаря которому я освобожусь от уз ада». Да радуется Давид, бряцая на гуслях, и да благословит Бога, ибо вот — Дева рождается из бесплодного чрева для спасения наших душ. |
Некоторые тексты праздника посвящены восхвалению родителей Пресвятой Богородицы, Иоакима и Анны: они прославляются, прежде всего, как образец благочестивой семьи. Имена этих праведников в Православной Церкви окружены особым почитанием. 9 / 22 сентября, на следующий день после праздника Рождества Богородицы, память Иоакима и Анны совершается отдельно. Кроме того, имена «святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны» поминаются на вседневных отпустах в течение всего литургического года.
Источник: Митрополит Иларион, «Православие».