Преображение Господне: что нужно знать
Как дата празднования Преображения связана с Крестом и почему ее перенесли? О чем мы молимся в этот праздник? И почему его назвали «Яблочным Спасом»?
Следующим после Пятидесятницы великим двунадесятым праздником является Преображение Господне, 6/19 августа, выпадающее всегда на период Успенского поста. Дата праздника выбрана, как предполагается, в связи с праздником Воздвижения Креста Господня. По мнению некоторых древних авторов, Преображение произошло за 40 дней до распятия Спасителя. Однако если бы празднование совершалось за 40 дней до Великого Пятка, оно выпадало бы всегда на Великий пост. По этой причине было решено перенести праздник на летний период и совершать его за 40 дней до Воздвижения, когда Церковь поклоняется Кресту Христову и вспоминает распятие Господне.
Праздник установлен в честь события, описанного евангелистами-синоптиками (см.: Мф 17, 1–8; Мк 9, 2–9; Лк 9, 28–36). Это событие в восточно-христианской традиции рассматривается как явление нетварного Божественного света, как прообраз обожения и эсхатологической славы человеческого естества. Восприняв на Себя
человеческую плоть, Сын Божий обоготворил ее и сделал способной к тому, чтобы стать вместилищем славы Божией. Преобразившись перед тремя учениками, Спаситель приоткрыл им Свое Божественное естество, а вместе с тем и ту будущую славу, которая ожидает праведников в Царстве Небесном.
В богослужебных текстах праздника отмечается неразрывная связь между Преображением и крестным страданием Спасителя.
Господь преобразился для того, чтобы ученики, увидев Его во всем блеске Его Божественного величия, не усомнились и не поколебались, когда увидят Его распятым на кресте, в состоянии предельного уничижения:
Прежде Креста Твоего, Господи, гора Небеси подобящися, и облак, яко сень, протязашеся, Тебе преобразующуся, от Отца же свидетельствуему: тамо бе Петр со Иаковом и Иоанном, яко хотяху быти с Тобою и во время предания Твоего, да, видевше чудеса Твоя, не устрашатся страданий Твоих...1Минея. Преображение Господне. Великая вечерня. Стихира на «Господи, воззвах». | Прежде Креста Твоего, Господи, гора уподобилась небу и облако распростерлось над ней как тень, когда Ты преображался и Отец свидетельствовал о Тебе. Там были Петр с Иаковом и Иоанном, ибо они хотели быть с Тобою и в то время, когда Ты будешь предан, дабы, увидев чудеса Твои, не устрашиться страданий Твоих. |
На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.2Минея. Преображение Господне. Утреня. Кондак. | Ты преобразился на горе, Христос Бог, и ученики Твои видели славу Твою, насколько могли вместить, чтобы, когда увидят Тебя распинаемым, уразумели, что Твое страдание — добровольное, и проповедовали его миру, ибо Ты поистине — сияние Отца. |
Явление Моисея и Илии преобразившемуся на горе Спасителю и их беседа с Ним вдохновляют авторов богослужебных текстов на размышления о связи между ними и Христом. События из жизни Моисея и Илии рассматриваются как прообразы Преображения.
Одним из ветхозаветных прообразов Преображения было сияние лица Моисея после того, как Бог явился ему на Синае. Однако, как отмечает святитель Григорий Палама, преображение Моисея. «происходило от воздействия на него силы Божией и было, так сказать, пассивного характера, а не результатом действия внутренней, присущей ему силы», в то время как «Господь наш Иисус Христос внутри Себя имел это сияние».3Григорий Палама. Омилия 34. На святое Преображение. (Омилии. Т. 2. С. 89).
Преображение есть праздник явления Божественного света, и значение праздника для Православной Церкви во многом определяется той центральной ролью, которую богословие света играет в восточно-христианской традиции. По словам святителя Григория Паламы, преобразившись на Фаворе, Христос «не иное какое сияние показал, но то, которое имел в Себе скрытым. Имел же Он скрытое под плотью сияние Божественного естества; так что тот Свет является Светом Божества и не есть созданный».
Фаворский свет «не есть чувственный, и зрячие чувственными очами не могли просто его видеть, но силою Божественного Духа они были приуготованы для видения его. Они были изменены и таким образом увидели измененную форму, не которая только что появилась, но которую Он воспринял от самого приобщения к нашей природе, обожествленной единением со Словом Божиим»4Григорий Палама. Омилия 34. На святое Преображение. (Омилии. Т. 2. С. 90).. Святые в Царстве Небесном будут озарены тем же самым светом, будут изменены и преобразятся подобно Христу:
«Всецело став светом Божественным, как порождения Божественного света, они узрят Христа, Божественно и неизреченно сверхсияющего, слава Божества Которого, присущая Его природе, явилась на Фаворе как общая и для Его тела, вследствие един-
ства Ипостаси».5Там же. (Омилии. Т. 2. С. 89).
Это богословие нашло отражение в богослужебных текстах, в которых Фаворский свет назван «присносущным», то есть всегда пребывающим с Богом, присущим Ему по природе. За богослужением в праздник Преображения Господня молящиеся обращаются ко Христу с просьбой озарить их этим Божественным светом:
Преобразился еси на горе Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху: да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.6Минея. Преображение Господне. Великая вечерня. Тропарь. | Ты преобразился нa горе, Христос Бог, показав ученикaм Твоим славу Твою, нaсколько они могли (вместить). Да воссияет и нaм, грешным, свет Твой присносущный, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе. |
Свет Христов есть свет Бога Отца. Об этом говорили еще каппадокийские отцы, которые толковали слова Псалтири «Во свете Твоем узрим све»т (Пс 35, 10) в том смысле, что свет Бога Отца открывается через свет Сына Божия благодаря действию Святого Духа. По словам святителя Григория Богослова, «ныне мы и узрели, и проповедуем, от Света-Отца приняв Свет-Сына во Свете-Духе, краткое и простое богословие Троицы».7Григорий Богослов. Слово 31, 3. SC 250, 280. (Творения. Т. 1. С. 445).
Преображение воспринимается как свидетельство того обожения человеческого естества, которое произошло в лице Христа благодаря соединению Его Божественной природы с человеческой. Обожение распространяется на всех людей, поскольку благодаря Боговоплощению для каждого человека открывается возможность достичь этого состояния.
Преображение Спасителя рассматривается в эсхатологической перспективе — как предвестие того изменения, которое, по слову апостола Павла, ожидает верных при Втором Пришествии Христа (см.:1 Кор 15, 51-52).
По окончании Божественной литургии в праздник Преображения Господня Устав предписывает освящать «гроздия» — виноград. Дата освящения винограда была выбрана с учетом того факта, что именно к 6 августа по старому стилю виноград в Греции поспевал и становился пригодным к употреблению. Освящали же
его, прежде всего, потому, что он употреблялся для совершения Евхаристии. На Руси этот обычай трансформировался в освящение яблок, из-за чего праздник в народе получил наименование «яблочного Спаса».8В некоторых местах существует обычай не есть яблоки до Преображения. Обычай этот не имеет никаких оснований в церковном Уставе.
Источник: Митрополит Иларион, «Православие», том II.