Кто первым отпраздновал день рождения Богоматери?
Рождество Пресвятой Богородицы — первый великий праздник церковного года. Мы расскажем о том, как этот праздник зарождался в Церкви, — в той мере, в какой позволяют это сделать творения святых отцов.
Когда «родился» праздник Рождества Богоматери?
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы появляется, по-видимому, в начале второй половины I тысячелетия. В его основе лежит апокрифический материал из «Протоевангелия Иакова».
Что это за апокриф? Можно ли ему доверять? Почему он оказался столь важен для отцов Церкви? Читайте в нашем материале на эту тему.
Прошло не менее трех столетий с момента появления апокрифа, прежде чем этот материал был усвоен церковной традицией. Праздник упоминается в Сакраментарии папы Геласия I, который возглавлял Римский престол с 492 по 496 годы.
Вместе с тем, древнейшие списки Сакраментария относятся к VIII веку (и к тому же не содержат имени папы Геласия в названии, а также носят следы редактуры конца VII века), поэтому утверждать с определенностью, что праздник существовал в Риме в конце V века, невозможно. Известна также проповедь святителя Прокла Константинопольского на Рождество Богородицы, но подлинность ее оспаривается. Стало быть, нет и достаточных оснований утверждать о наличии данного праздника в Константинополе в V веке1Скабалланович М. Н. Рождество Пресвятой Богородицы. С. 38.
Неоспоримые свидетельства существования праздника Рождества Пресвятой Богородицы относятся к VI веку. У Романа Сладкопевца есть кондак, посвященный Рождеству Богородицы2Sancti Romani Melodi Cantica. Cantica genuina. P. 276–280. [2]. В VII веке праздник существует уже не только в Константинополе, но и в Риме, а возможно и в других крупных городах. Андрей Критский, скончавшийся в начале VIII века, посвящает Рождеству Богородицы два Слова и канон.
Почему именно 8 / 21 сентября?
При этом остается неясным, по какому принципу избрана дата праздника — 8 сентября. Можно предположить, что дата эта была выбрана исходя из того, что 1 сентября начинался церковный год, и праздник Рождества Богородицы было решено праздновать ближе к началу церковного года, чтобы весь последующий год был освящен присутствием Богородицы.
Источник: Митрополит Иларион. Тайна Богоматери. Истоки и история почитания Приснодевы Марии в первом тысячелетии.