Как «Отче наш»: должна ли Библия стать частью школьной программы?
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополит Волоколамский Иларион считает отсутствие священных текстов в школьной программе по литературе большим упущением. Об этом архиерей заявил в программе «Церковь и мир» на канале «Россия-24».
«Как минимум к этим произведениям можно относиться как к выдающимся литературным произведениям. И если наши школьники изучают «Слово о полку Игореве», «Легенду о Гильгамеше», то почему они не могут в рамках курса литературы изучать ту же самую Библию, Тору или Коран?»
Инициативу митрополита Илариона поддержал первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. В интервью радиостанции «Говорит Москва» он предложил заменить на священные тексты произведения, «которые без великого вреда можно из школьной программы исключить». Таким, по его мнению, можно назвать роман «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына, который «дает довольно мало представления о реальном историческом процессе». Предложение Смолина вызвало широкий общественный резонанс в СМИ.
В действительности, можно ли изучать Библию в школе, и как именно это делать? Мы обратились с этим вопросом к священнослужителям, имеющим опыт преподавания.
«Безусловно, обязательные уроки Библии должны быть в каждой школе с первого по одиннадцатый класс. Лучше, чтобы Библия изучалась не на уроках литературы, и не "вместо" чего-то, а была отдельным предметом. Еженедельным и обязательным, с 1-го по 11-й класс. В некоторых странах (например, в Армении, в Израиле) Библия именно так и преподается – повсеместно и постоянно, и школьники там знают Священное Писание очень хорошо. В прошлом году мне довелось по приглашению UBS (Объединенных Библейских обществ) побывать на финале олимпиады по Библии среди учеников всех средних школ Еревана. Удивительно, сколь хорошо школьники армянской столицы знают Библию – не хуже, а может быть и лучше, чем студенты наших духовных семинарий».
Игумен Арсений (Соколов), представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока
«В течение семи лет я был преподавателем истории и обществознания в различных школах Санкт-Петербурга. Могу сказать, что Библия затрагивается в курсах многих предметов. Например, несколько уроков курса по истории Древнего мира для пятиклассников посвящены Ветхому и Новому Заветам. В шестом классе в курсе по истории средневековья есть уроки по истории христианской Церкви и возникновению ислама. Вопросы христианской этики и богословия изредка затрагиваются и в курсах по обществознанию. По своему опыту могу сказать, что религиозные темы вызывают большой интерес у учащихся. Многим школьникам важно знать об истории тех религиозных традиций, к которым принадлежат их семьи.
Высказанное предложение, впрочем, касается в большей степени программы уроков по литературе. Известно, что изучение литературы имеет дело с такой вещью как "канон". Культура каждого народа обладает набором определенных сочинений, которые воспринимаются как особенно ценные для истории и самосознания жителей страны. Если мы говорим о русской культуре, то помимо "Слова о полку Игореве" и сочинений А. С. Пушкина и А. П. Чехова к подобному "канону" по полному праву можно отнести и библейские тексты. Изучение Библии помогает лучше понять ту этическую матрицу, которой руководствуются многие герои русской классической литературы. Конечно же, успешное преподавание библейского материала требует от учителя не только компетенции, но и глубокой личной заинтересованности в преподаваемом материале».
Иерей Алексий Волчков, аспирант Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых Кирилла и Мефодия
Портал «Иисус» также провел на эту тему опрос среди подписчиков в соцсетях. 81% опрошенных высказались за преподавание Библии в школе, причем более половины из них считают, что Священное Писание необходимо изучать не только на уроках литературы. 19% респондентов выступили против школьного изучения Библии, при этом почти все они считают такое предложение кощунством по отношению к главной книге христиан.
Мы продолжим публикацию экспертных мнений, а данные опросов будут обновляться.
А как считаете вы – должна ли Библия изучаться наравне с другими древними памятниками литературы? И если да, то какие произведения школьной программы по литературе нужно убрать, чтобы освободить для нее место? Или же можно и вовсе исключить ради этого какие-то предметы?
Присоединяйтесь к дискуссии в соцсетях: