«Дети будут всегда и Библия будет всегда»
На фоне совета президента России читать священные книги авраамических религий разгорелась общественная дискуссия по поводу целесообразности изучения Библии на уроках литературы. Портал «Иисус» присоединился к обсуждению – мы собрали мнение священнослужителей, имеющих опыт преподавания, а также спросили у наших подписчиков в соцсетях, что они думают об изучении священных текстов как памятников литературы.
Сегодня мы публикуем комментарий директора Варницкой православной гимназии им. прп. Сергия Радонежского иерея Дмитрия Диденко. Отец Дмитрий поднимает вопрос, в каком формате изучать священные тексты на уроках литературы, какие именно тексты нужно выбрать для изучения, кто должен преподавать их и как инициатива отразится на православных гимназиях, в которых априори предполагается знакомство с Библией.
Митрополит Иларион сказал правильную вещь – если на уроках литературы изучаются тексты, которые мы по праву считаем классическими, основополагающими для нашей культуры, то, конечно, на этих уроках могло бы найтись место и для знакомства с Библией, без которой невозможно представить себе европейскую литературу.
Но тут встает сразу множество вопросов. В каком формате изучать Библию?
Насколько я понимаю, эта инициатива обсуждается в рамках нравственного воспитания молодежи, и причиной для обсуждения является беспокойство о том, что у современной молодежи мало нравственных ориентиров. Если оставить в стороне это весьма спорное утверждение, основывающееся на всегда существовавшем презрении старых к молодым и преклонении перед прошлым (если уж говорить о советском периоде, то теперь нравственных ориентиров точно больше), остается вопрос, уместно ли изучать Библию в рамках школьного курса литературы именно как источник нравственности. Концепция школьного курса литературы предполагает изучение любых произведений, будь то религиозные или светские тексты, как литературных памятников. И в процессе изучения – по крайней мере так должно быть в идеале – учащиеся не просто принимают все, что они читают, на веру, но пытаются анализировать и формулировать свое собственное отношение к тексту. Этим и прекрасны школьные уроки литературы, ведь на них, опять-таки в идеале, в отличие от многих других предметов, нет готовых правильных ответов, которые надо заучить и потом рассказать. На них действительно может и должно происходить между учителем и учениками живое общение, во время которого каждый может высказывать свое собственное мнение и, наконец, вступать в полемику с изучаемым текстом и его автором. Такой ли подход имеется в виду при предложении изучения Библии на уроках литературы? Не думаю.
Скорее, имеется в виду, что Библия должна стать непререкаемым авторитетом, источником нравственности, то есть ее предлагается изучать безапелляционно. Вот мы открыли Библию, прочитали и приняли себе на заметку. В таком случае, это сильно пойдет вразрез с существующим курсом литературы, хотя мне кажется, что многие наши государственные деятели хотят, чтобы литература превратилась из пространства дискуссий в еще одно место безапелляционных утверждений и территорию правильных готовых ответов. Именно поэтому им не нравится «Архипелаг ГУГАГ», который рисует иную картину советской действительности, нежели та, которую нам привыкли изображать.
Встает вот еще какой вопрос: Библия – это огромный – у меня даже язык не повернется назвать «текст» – собрание разных текстов, написанных разными людьми в разные эпохи на разных языках. Что конкретно мы будем изучать? Необходимо будет составить какую-то хрестоматию, потому что всю Библию не включишь в рамки школьного курса. Можно использовать методику воскресной школы, когда изучается не собственно Библия, а Священная история (то есть просто события), но при таком подходе знакомство с памятником, с самим текстом бывает минимальным. Нужны именно выдержки, а для них, в свою очередь, нужны критерии. Что и как отбирать? В Ветхом Завете есть места «18+», где описываются сцены убийства, насилия, и есть места прекрасные, которые, напротив, являются вершинами мировой литературы – например, псалмы, Книга Иова, Песнь Песней и многое другое. Есть, наконец, Новый Завет, который, несомненно, является важнейшей частью Библии. В Евангелии от Матфея есть Нагорная проповедь – средоточие христианской нравственности, написанное понятным и доступным языком, а в Евангелии от Иоанна есть весьма сложные для понимания беседы, есть письма апостолов, то являющие живую картину зарождения христианских общин, то взлетающие на вершины богословия.
Готовы ли мы, православные, изучать Библию как литературный памятник? Готовы ли мы позволить полемику, дискуссию во время уроков на эту тему? Готовы ли мы позволить ученикам писать сочинения на библейские темы не по заранее утвержденным и согласованным темам вроде «Раскрытие нравственности в Евангелии от Матфея», а дать им свободу? Готовы ли мы познакомить их с достижениями современной науки относительно текстологического изучения Библии? Не боимся ли мы этого? Я думаю, что современное православное общество не очень к этому готово. Хотя это было бы несомненным шагом вперед, потому что, вне всякого сомнения, Бог поругаем не бывает. И изучение Библии как литературного памятника ни в коем случае, никоим образом ничьей вере не способно воспрепятствовать. В то время как искусственное бетонирование всего, что связано с христианством, превращение всего этого в недоступные для обсуждения и рассуждения теоретические выкладки очень даже способны убить веру.
Следующий вопрос, который встает в связи с изучением Библии как литературного памятника в школе: кто будет преподавать. Нынешние преподаватели литературы, в связи с тем, что профессия преподавателя непопулярна, – это выпускники советских вузов, которые совершенно не изучали Библию, никак. Единственное, что они могут – быстренько взять какой-нибудь курс «Закона Божия» прот. Серафима Слободского, «Толковую Библию» Лопухина или другое небольшое пособие на русском языке и, в лучшем случае, готовиться по ним. Таким образом, уроки по Библии превратятся в то, что Господь метко назвал «слепой ведет слепого» (Мф 15:14). Поэтому всерьез рассуждать о введении такого курса в школах до подготовки специалистов нельзя. Необходимо для начала ввести этот курс на филологических факультетах педагогических вузов, где готовятся учителя литературы. Именно текстологическое изучение Библии, и преподавать его должны библеисты, которых у нас в стране еще очень мало, их самих еще надо готовить. Это все вопросы далекого будущего.
Я не думаю, что правильным решением было бы пригласить батюшку на подобный урок. Потому что это, во-первых, уровень знания Библии среди духовенства сильно оставляет желать лучшего, а во-вторых, это вывело бы Библию за рамки культуры. Кстати говоря, когда вводился курс «Основ православной культуры», особенно всегда подчеркивалось, что это культурологический курс, не миссионерский. Здесь то же самое. Нужен такой же подход.
Наконец, еще один вопрос: что делать с большим количеством православных гимназий, которые уже итак уже изучают Библию в рамках предмета, который называется «Основы православной веры». Здесь большой проблемы нет, потому что обычно в рамках этого курса изучается Священная история. В православных школах не помешало бы изучение Библии как литературного памятника. Но, еще раз повторюсь, вряд ли мы к этому готовы и вряд ли удастся избежать волны протестов против того, что мы посягнули на святое.
Возвращаясь к началу разговора, если изучать Библию на уроках литературы, как она изучается в каком-нибудь курсе Закона Божия, то есть как Священную историю, как набор нравственных установок, то это ничего, кроме зевоты, у школьников не вызовет – потому что нет ничего более скучного, чем досужее морализаторство. Это знают все школьники, это знают и все учителя, но поскольку ничего другого мы ребятам предложить не можем, потому что не умеем, то нам приходится надеяться, что мы их всех посадим, все им объясним, покажем и они побегут жить… нравственно. Лучшие представители человечества понимали, что это так это не работает, что простыми разговорами ничего не объяснишь. Это понимал и Сам Господь Иисус Христос, поэтому Его проповедь не ограничивается просто перечислением заповедей «это делай, а то не делай». Его проповедь – мы это ясно видим в Евангелии – неразрывно связана с жизнью. И основная масса Его проповедей – в особенности в так называемых синоптических Евангелиях: от Матфея, Марка и Луки – подается через притчи, то есть через те истории, которые понятны простому слушателю и не являются готовыми, разжеванными нравственными установками. Они заставляют подумать, проанализировать. Это очень важно.
Я не далек от мысли, что школьный курс литературы призван развивать нравственность: конечно, призван, но не нарушая свободы человеческой.
Прекрасная идея изучать Библию на уроках литературы требует большой подготовки. Нам не следует бояться того, что эта подготовка будет долгой: дети будут всегда и Библия будет всегда, никогда не потеряет свою актуальность. Стоит сейчас об этом задуматься: начать постепенно вводить этот курс при подготовке учителей, создать курсы повышения квалификации для уже имеющих образование учителей. Сейчас такие курсы можно создавать дистанционно на базе ведущих вузов, где бы рассказывалось о Библии как о литературном памятнике с учетом достижений современной науки.