«Профессиональная» вера, насмешка над браком и ряса как вызов
Портал «Иисус» уделяет большое внимание вопросам осознанной веры. Исследование телесности и аскетики, осмысление святоотеческой позиции и собственного опыта – важная работа, и присоединиться к ней мы приглашаем каждого верующего, в том числе посредством живых и онлайн-встреч.
На базе культурного центра «Познание Labs» и религиоведческого сообщества «Сакральные тексты» 18 июня прошла онлайн-дискуссия о монашеском и мирянском пути. На вопрос «Должен ли мирянин подражать монаху?» ответили протоиерей Вячеслав Рубский и иеромонах Геннадий (Войтишко). В статье – тезисы по итогам их разговора и запись встречи.
Человек везде один
Первичная цель христианской жизни – это подражание Христу. Путь к этому открыт и доступен, но формы различны. Жизнь как в монашестве, так и в миру может быть благодатной или совершенно не христианской. Человек с его несовершенством и искушениями повсюду один – а потому противопоставление монашества и мирянства искусственно. Монах и мирянин просто находятся в разных плоскостях.
Важно помнить, что монастырь – это не панацея, напротив, пребываение там обостряет искушения. Формат монашества помогает в деле спасения, но он не может быть самоцелью. Эту проблему сделала более видимой пандемия – она показала, как часто дар становится важнее Дарителя.
Новый проект монашества и альтернативная аскетика
К сегодняшнему дню институт монашества претерпел большие изменения. Средневековые монахи (к которым относились Отцы Церкви) считали греховным все, что так или иначе связано с телесностью. Сегодня верующие переосмысляют эти установки, и делают это совместно. И если раньше между монахами и мирянами проходил водораздел, то теперь эта граница превратилась в нечеткую линию. Мы все работаем заодно – и создаем новый аскетический путь, чтобы нивелировать то, что не вписывается в сегодняшнюю парадигму.
«Профессионализм» в вере
Распространен стереотип, который провозглашает: истинно веруют лишь монахи, а миряне – люди второго сорта, которые не смогли взять на себя подобный подвиг. Иноков сравнивают с профессиональными спортсменами, а мирян – с любителями, которые при всем желании не могут достичь высот в духовной жизни.
На деле подобное представление является ошибкой. Вера – не та область, где уместны профессиональные достижения и некий «карьерный рост».
Лучший путь для каждого
Чтобы выбрать для себя подходящий жизненный путь, нужно спросить: Господи, как ты хочешь, чтобы я Тебе служил? И монашеский, и мирянский путь имеют смысл, если в них есть Христос.
Монашество позволяет посвятить все свое время служению Богу. Это возможность передать свою жизнь в руки Бога, чтобы Он управлял. Но вместе с тем это всегда и вызов миру, ведь даже монашеское одеяние привлекает внимание окружающих и становится частью проповеди.
Земные блага и удовольствия можно воспринимать по-разному: кто-то видит в них Божий дар и повод к прославлению Дарителя, но для других удовольствие заслоняет собой Бога. То же и с мирскими обязанностями, которые могут как отвлекать от духовного, так и быть частью служения Богу и ближнему. Монашество проистекает из борьбы со слабостями плоти, а потому выбирает радикальные действия – отказ от впечатлений, борьбу со всеми удовольствиями, даже если в них заложен не только порок. Так, противостояние блуду обостряется у Отцов Церкви до насмешки над браком. Это делает невозможным бездумное копирование монашеских предписаний мирянами, но не противопоставляет эти два пути.
Миряне могут вдохновляться монашеским духовным опытом, а монахи – учиться в миру. Но если плод Духа не возрастает, все разговоры про монашество и мирянство бесполезны.