Седмица 15-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
4:8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
4:9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
4:10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
4:11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
4:12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
4:13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
4:14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
4:15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
4:16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
4:17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
4:18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
4:19 Дети мои, для которых я снова в му́ках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
4:20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
4:21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Евангелие от Марка
6:45 И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ.
6:46 И, отпустив их, пошел на гору помолиться.
6:47 Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле.
6:48 И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их.
6:49 Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали.
6:50 Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь.
6:51 И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились,
6:52 ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено.
6:53 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую и пристали к берегу.
Евангелие от Луки
4:22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
4:23 Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то́, что́, мы слышали, было в Капернауме.
4:24 И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.
4:25 Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,
4:26 и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую;
4:27 много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.
4:28 Услышав это, все в синагоге исполнились ярости
4:29 и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его;
4:30 но Он, пройдя посреди них, удалился.
Как часто несение своего креста сопровождается непониманием, ропотом на Бога, а нередко озлоблением, осложнением отношений с ближними и дальними и даже потерей веры! Для того чтобы мы могли легче нести свой крест, нам надлежит очень ясно уразуметь одну истину — то, что именно Крестом Бог возжелал спасти мир. Христианство есть великая сила, способная преобразить человеческое общество, род человеческий, потому что это не сила человеческая, а сила Божия, и мы должны, не мудрствуя, в юродстве, в простоте сердца принимать это послание, откликаться на него и мыслью своей, но, самое главное, сердцем своим, пытаясь осуществить то, к чему Господь нас призвал, и следовать тем путем, каким Он шел. И мы знаем, что это путь победы, что это путь воскресения.
Первое отвержение Иисуса в Назарете
И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын? Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то́, что́, мы слышали, было в Капернауме. И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился.
Лк. 4: 22-30
В сегодняшнем чтении из Евангелия от Луки продолжается рассказ о проповеди Иисуса в Назаретской синагоге.
В самом начале, как только Он закончил чтение и сказал, что пророчество исполнилось, «все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его» (Лк. 4:22). Когда же Он начал обличать их и рассказывать им истории о том, как Бог посылал пророков к язычникам и иноплеменникам, их настроение изменилось на противоположное, и они все исполнились ярости.
В Назаретской синагоге гнев слушателей вызвало более всего то обстоятельство, что Иисус провел прямые параллели между Своей миссией и эпизодами из жизни Илии и Елисея в подтверждение тезиса: «Никакой пророк не принимается в своем отечестве» (Лк. 4:16–29).
С одной стороны, в Иисусе мы видим пример непротивления злу силой. Наивысшей точкой этого непротивления является Его крестная смерть.
С другой стороны, рассматривая отдельные эпизоды из жизни Иисуса, мы отнюдь не видим в Нем безоговорочной пассивности перед злом и агрессией. Зная о том, что Ему предстоит умереть за людей, Он, тем не менее, предпринимает усилия для спасения Своей жизни. Слова Иисуса, произнесенные в синагоге, вызвали ярость слушателей, которые, «встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился» (Лк. 4:28–30).
В таких эпизодах Иисус предстает отнюдь не как пассивный пацифист: Он предстает как Человек, Который не сопротивляется злу силой, но при этом не пасует перед злом, а старается доказать Свою правоту. В данном случае Он спасает Свою жизнь, что было необходимо, потому что Его время «еще не настало» (Ин. 7:6), то есть Он еще не выполнил до конца предначертанную Ему миссию.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
ИЗ ЖИТИЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАРСИСА ЕДЕССКОГО
В царствование императора Валента, когда правоверные архиереи изгонялись, а на их места поставлялись еретики, в городе Едессе был епископом Варсис – святой муж, с усердием противящийся арианской ереси. Валент изгнал его с престола и поставил еретика Лупуса, волка по имени и нраву. Правоверный народ Едессы, не желая вступать в общение с лжепастырем, собирался на богослужение в поле. Узнав об этом, император повелел епарху Модесту разогнать православных силою оружия. Епарх оповестил об этом верующих, но те, горя желанием пострадать за Христа, устремились на место молитвы. Модест направился туда с вооружёнными воинами, но по дороге увидел женщину с ребёнком, которая спешила на богослужение ради мученического венца. Поражённый епарх, явившись к Валенту, убедил его отменить безумный указ.
ИЗ ЖИТИЯ СВЯТИТЕЛЯ МИНЫ, ПАТРИАРХА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО
Во время патриаршества святителя Мины (536–552) в Константинополе произошло чудо, ставшее широко известным всему городу. Один еврейский мальчик вошёл с другими детьми в храм и причастился Святых Христовых Таин. Дома он рассказал об этом отцу. Тот в страшном гневе схватил ребенка и бросил его в раскалённую печь (этот человек был стеклодувом). Жене своей отец ничего не сказал, и мать три дня со слезами искала сына и громко его звала. Наконец, на третий день мальчик отозвался ей из раскалённой печи. Женщина с трудом вытащила оттуда ребенка, который оказался невредимым. Мальчик рассказал маме о том, что к нему приходила Пресветлая Жена, остужала огонь и приносила воду и пищу. Весть об этом чуде быстро разнеслась и стала известной святителю Мине и императору Юстиниану I. Мальчик и его мать приняли Крещение, но отец ребенка ожесточился и не захотел раскаяться, несмотря на великое чудо, которому он был свидетелем. Тогда император предал его суду как детоубийцу и приговорил к смертной казни.