Седмица 15-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
3:23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
3:24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
3:25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
3:26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
3:27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
3:28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
3:29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
4:1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
4:2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
4:3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4:4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
4:5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Евангелие от Марка
6:30 И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили.
6:31 Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного,- ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда.
6:32 И отправились в пустынное место в лодке одни.
6:33 Народ увидел, как они отправлялись, и многие узнали их; и бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему.
6:34 Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много.
6:35 И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много,-
6:36 отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть.
6:37 Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть?
6:38 Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы.
6:39 Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве.
6:40 И сели рядами, по сто и по пятидесяти.
6:41 Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех.
6:42 И ели все, и насытились.
6:43 И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов.
6:44 Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей.
6:45 И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ.
Евангелие от Луки
4:16 И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.
4:17 Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
4:18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
4:19 проповедовать лето Господне благоприятное.
4:20 И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
4:21 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.
4:22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
Мы приходим в храм, исповедуемся перед священником иногда раз в неделю, но обычно — реже. Между тем покаянное чувство, состояние непрерывного сердечного сокрушения должны постоянно присутствовать в нашей жизни. После вечерней молитвы необходимо вспомнить прошедший день, особенно то плохое, что произошло с нами: греховные мысли, которые пришли в голову, недобрые слова, которые сорвались с наших уст и могли кого-то ранить, поступки, которые осквернили душу. А вспомнив, нужно искренне раскаяться в этих грехах пред Господом. Замечательный аскет и подвижник авва Исаия учит нас: «Ежедневно утром, восстав от сна, вспомни, что ты должен дать отчет Богу во всяком твоем деле, и не согрешишь перед Ним: страх Его вселится в тебя». Это наставление угодника Божия всем нам надо постоянно держать в своей памяти и в своем сердце.
Проповедь Иисуса в Назаретской синагоге
И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
Лк. 4:16-22
В сегодняшнем фрагменте из Евангелия от Луки рассказывается, как Иисус читал и истолковывал в Назаретской синагоге фрагмент из книги пророка Исаии.
Словом «пророк» в древнем Израиле называли людей, которых Бог призывал особым образом, на особое служение. Библейские пророки имели опыт непосредственного общения с Богом: они получали от Бога откровения и передавали его людям. Деятельность некоторых пророков, таких как Илия, Елисей, Самуил, описана в исторических книгах Библии. От других пророков — Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и двенадцати так называемых «малых пророков» — остались книги, надписанные их именами.
Пророки были людьми, вдохновляемыми Духом Божиим. Отрывок из книги Исаии, который Иисус прочел в Назаретской синагоге (Лк. 4:16–20), начинался словами: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное...» (Ис. 61:1–2). В книгах пророков многократно употребляются формулы «было ко мне слово Господне», «так говорит Господь», «и сказал мне Господь» и другие подобные, указывающие на то, что через пророков Сам Бог обращался к Израильскому народу. Пророки были проводниками воли Божьей, они передавали людям повеления Божьи и интерпретировали их.
Рассказ из сегодняшнего Евангелия свидетельствует о том, что Иисус умел читать. Он имеется у всех синоптиков, но только Лука уточняет, что, войдя в синагогу, Иисус начал читать по книге. Обучение в галилейской семье времен Иисуса состояло, прежде всего, в изучении Торы — Пятикнижия Моисеева, которое было Священным Писанием для всех евреев и пользовалось непререкаемым авторитетом. Тора была не просто сборником повествований об истории Израильского народа: она включала в себя и законы, по которым жил еврейский народ, и нравственные предписания, считавшиеся незыблемыми и обязательными для исполнения. Любой ребенок, воспитывавшийся в еврейской семье, должен был знать Тору. Каким образом изучали Писание? Его учили совсем не обязательно по письменному тексту. Большинство сверстников Иисуса не умело читать, и библейские тексты воспринимали на слух, заучивая их наизусть.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО АРСЕНИЯ КОМЕЛЬСКОГО
Преподобный Арсений принял постриг в Троице-Сергиевой Лавре и затем был игуменом этой обители. Подражая преподобному Сергию Радонежскому, он всегда носил одежды «худы, и многошвенныи, раздранны » и, тяготясь обязанностями настоятеля, через два года после своего поставления тайно ушёл из обители. Преподобный Аресений долго странствовал в поисках места, удобного для подвига безмолвия и, наконец, пришёл в болотистый и малопроходимый Комельский лес. На плечах он нёс большой деревянный крест. У впадения реки Кохтыш в реку Лежу (примерно в 25 верстах от Вологды) в болотистом месте святой споткнулся под тяжестью креста и упал. Решив передохнуть, он увидел «солнечный луч и свет велии», сиявший близ реки Кохтыш. Преподобный Арсений принял это за знамение Божие и основал на том месте монастырь.
ПРЕПОДОБНЫЙ ЕФРЕМ ОБ ИСПОЛИНАХ, РОЖДАВШИХСЯ ПЕРЕД ПОТОПОМ
Моисей говорит о детях, которых рождали дочери Каина от сынов Сифовых: «егда вхождаху сынове Божии к дщерем человеческим, и раждаху себе: тии бяху исполини, иже от века, человецы именитии» (Быт. 6:4). Рождавшиеся были исполинами для малорослого племени Каинова, а не для крепкого племени Сифова. В потомстве Каина люди стали малорослы, ибо проклятая Богом земля не давала им силы своей и доставляла лишь слабые и лишённые силы произведения, как бывает и ныне, что земля, плоды и травы иногда дают силу, а иногда не дают её. Поскольку потомки Каиновы как проклятые, как сыны проклятых и как жившие на земле проклятой, собирали и ели лишённые силы произрастания земли, то и сами стали так же бессильны, как и то, чем они питались. Сыны же Сифовы, поскольку они были сынами благословения и жили на земле, сопредельной раю, и вкушали многочисленные и не лишённые силы земные произведения, то и тела имели крепкие. Эти-то крепкие сыны Сифовы, входя к дщерям стенавшего Каина, рождали для его племени исполинов именитых.