Седмица 3-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
9:6 Но не то́, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля;
9:7 и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя.
9:8 То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя.
9:9 А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын.
9:10 И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего.
9:11 Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило
9:12 не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего,
9:13 как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.
9:14 Что́ же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак.
9:15 Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею.
9:16 Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.
9:17 Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.
9:18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
9:19 Ты скажешь мне: "за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?"
Евангелие от Матфея
10:32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;
10:33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.
10:34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,
10:35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
10:36 И враги человеку - домашние его.
11:1 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.
Нередко с возрастом приходит жизненный опыт, и человек становится более умеренным, потому что яркие примеры из жизни убеждают нас в необходимости поступать рассудительно, избегая крайностей. Это особенно важно, когда речь идет о начальниках любого уровня, светских и даже духовных. Принятие любого решения, касающегося других людей, требует рассудительности, и вот почему человеку, не имеющему опыта руководства, порой трудно понять руководителя. Казалось бы, нужно делать только так и никак иначе, но вдруг принимается совершенно иное решение. Из-за этого нередко возникают недоразумения, даже протесты, но происходит так вовсе не потому, что руководитель непременно глуп или отличается дурным характером. Нередко это связано с ответственностью того, кто обязан принимать рассудительные, умеренные решения. Иногда приходится наблюдать реакцию на политические решения, слышать такие рассуждения, как «А вот я бы на его месте…», и т. д. Но большая ответственность требует очень большой рассудительности, и то же самое справедливо и в Церкви. Принятие решений требует избегать крайностей, потому что любая из них в случае ее осуществления может принести большие беды для церковной жизни.
Об исповедании Христа перед людьми
Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его. И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.
Мф. 10:32-36, 11:1
Звучащие в сегодняшнем Евангельском чтении слова о том, что Иисус принес на землю не мир, но меч, на первый взгляд резко контрастируют с тем, что Он говорит Своим ученикам о мире, который они должны приносить с собой в дом. Учитывая то огромное значение, которое понятие «мира» имело в семитской традиции, данное изречение Иисуса могло восприниматься его слушателями как провокационное. Могло создаться впечатление, что Он покушается на одну из основополагающих ценностей человеческого бытия, имеющих источник в Самом Боге. Семья тоже воспринималась как абсолютная ценность, и вторжение в семейный быт, имеющее результатом конфликт между поколениями, не могло оцениваться положительно.
Общий контекст наставления, адресованного ученикам, которых Иисус посылает на миссионерское служение, однозначно говорит в пользу того, что центральным пунктом этого наставления является вера в Него, готовность преодолевать препятствия ради проповеди Его учения. К числу этих препятствий относится возможное неприятие проповеди апостолов их ближайшими родственниками. Как мы видели, родственники Иисуса, по крайней мере поначалу, крайне негативно восприняли Его проповедь и избранный Им образ жизни. Поскольку «ученик не выше учителя», то и апостолы могут ожидать аналогичную реакцию на свою проповедь от родственников и домашних.
Между тем, речь здесь идет о другом, и слово «мир» употребляется не в бытовом смысле. Речь вообще не идет о семейном быте, семейной жизни, взаимоотношениях между родственниками. Мечом, рассекающим, в том числе, и семейные связи, является вера в Иисуса, готовность следовать за Ним. Иисус говорит о тех случаях, когда эта вера оказывается не объединяющим, а разделяющим фактором, то есть когда одни члены семьи принимают Его учение, а другие ему агрессивно сопротивляются.
Образ меча будет использован в Послании к Евреям применительно к слову Божию: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12). Здесь меч слова Божия представлен как вносящий разделение в естество одного человека. В проповеди Иисуса меч веры разделяет членов одной семьи.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ОТКРОВЕНИЕ МОНАХУ ФЕОФАНУ О ЗАГРОБНОЙ УЧАСТИ ЕРЕТИКОВ
Однажды к великому старцу Кириаку в Каламонскую Лавру, что около Иордана, пришёл монах-чужестранец по имени Феофан и спросил старца о блудных помыслах. Получив от наставлений аввы Кириака о целомудрии и чистоте великую пользу, он сказал, что хотел бы навсегда остаться со старцем, но в своей стране находится в общении с несторианами. Авва, услышав имя еретика Нестория, опечалился и умолял брата оставить ересь и присоединиться к святой Церкви, говоря, что нельзя спастись, если неправо мыслить и неправо веровать. На это брат сказал, что все учения также говорят: если не будешь в общении с нами, не получишь спасения. Не зная, как поступить, он просил авву Кириака помолиться о нём, чтобы Господь открыл, какая вера истинная. Старец, оставив брата в своей келлии, ушёл к Мёртвому морю и помолился о брате.
ОТКРОВЕНИЕ МОНАХУ ФЕОФАНУ О ЗАГРОБНОЙ УЧАСТИ ЕРЕТИКОВ
На другой день брату Феофану явился некто страшный по виду и сказал: «Приди и познай истину», – и, взяв его, привёл в мрачное, смрадное, испускающее пламя место и показал находящихся в пламени еретиков – Нестория и Феодора, Евтихия и Аполлинария, Евагрия и Дидима, Диоскора и Севера, Ария и Оригена и других. После этого он сказал: «Вот это место уготовано еретикам и тем, кто нечестиво учит о Пресвятой Богородице, равно как и тем, кто следуют их учению. Если тебе нравится это место, оставайся при своём учении. Если же не желаешь вкусить такого наказания, обратись к святой Кафолической Церкви, к которой принадлежит наставлявший тебя старец. Я говорю тебе: хотя бы и всеми добродетелями украсился человек, но если он неправо верует, он попадёт в это место». При этих словах брат пришёл в себя. Когда старец возвратился, брат рассказал ему всё, что видел, и в скором времени присоединился к святой Церкви. Оставшись к Каламоне при старце, он прожил с ним несколько лет и скончался в мире.