Седмица 20-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
2:12 Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение,
2:13 потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.
2:14 Всё делайте без ропота и сомнения,
2:15 чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире,
2:16 содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, || что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.
Евангелие от Луки
7:36 Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег.
7:37 И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром
7:38 и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.
7:39 Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница.
7:40 Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель.
7:41 Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят,
7:42 но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?
7:43 Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.
7:44 И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла;
7:45 ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги;
7:46 ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.
7:47 А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.
7:48 Ей же сказал: прощаются тебе грехи.
7:49 И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает?
7:50 Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.
Удар колокола способен вразумить даже погруженного в стихию мира сего человека. Он способен помочь понять, где главное, чему нужно отдавать жизнь и отдавать силы, чему посвящать себя. Главное там, где Бог. Это особенно важно понимать нашему народу, который вышел из безбожного плена и до сих пор в каком-то смысле находится в смятенном состоянии, ибо еще не выправились исторические пути России. А ведь так много сил работает на то, чтобы никогда эти пути не выпрямились навстречу Христу, чтобы вновь был сделан поворот, уводящий народ либо в трясину, либо в непроходимый лес, либо к краю пропасти. Но мы знаем, что если мы идем навстречу Христу, если храним в сердце своем веру, если в соответствии с верой строим свою жизнь, то никакие ложные пути, которые под очень хитроумными декорациями нам предлагаются, не уведут нас с главного пути.
Иисус в доме Симона-фарисея
Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром.
Лк. 7: 36-50
Притча о двух должниках в Евангелии от Луки, читаемая сегодня, является частью повествования о женщине-грешнице, которая пришла в дом фарисея, где Иисус возлежал за трапезой, — пришла, чтобы помазать Его ноги драгоценным миром. У Луки этот эпизод относится к галилейскому периоду служения Иисуса.
Хозяин трапезы сначала назван неопределенно: «некто из фарисеев». Имя фарисея возникает лишь впоследствии, в обращении к нему Иисуса. На протяжении всей евангельской истории фарисеи составляли оппозицию Иисусу. Тот факт, что Он принимает приглашение одного из них на обед, говорит о готовности Иисуса к диалогу с любым человеком, в том числе из числа Своих противников.
Женщина, помазавшая ноги Иисуса миром, в Евангелии от Луки дважды названа «грешницей». Этот термин по отношению к женщине мог быть употреблен только в том смысле, что она была блудницей, поскольку термин относится к ее образу жизни в целом, а ни один другой образ жизни не мог быть обозначен таким термином. Именно в этом смысле термин «грешница» понимается большинством древних толкователей.
Сама притча отличается краткостью и емкостью, контрастируя со многими другими притчами из Евангелия от Луки. Здесь нет ни развернутого сюжета, ни большого количества действующих лиц. Долг первого человека из рассматриваемой притчи составляет внушительную сумму, соответствующую заработной плате поденного рабочего за 500 дней труда. Долг второго — в десять раз меньше, однако и это не символическая сумма. Заимодавец прощает долг обоим, и на этом сюжетная часть притчи заканчивается. Дальше начинается ее толкование путем наложения на ситуацию, имеющую место в реальной жизни.
Любовь и прощение — вот главные темы притчи. Из слов Иисуса не совсем понятно, что чему предшествует и что за чем следует. С одной стороны, говорится о прощении как следствии любви, с другой — о любви как следствии прощения. О женщине сказано, что грехи ее прощаются «за то, что она возлюбила много». К фарисею же относятся слова: «кому мало прощается, тот мало любит». Взаимозависимость между любовью и прощением такова, что она может действовать в обе стороны: любовь может быть как причиной, так и следствием прощения; и прощение, в свою очередь, может как предшествовать любви, так и следовать за ней.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ПРЕПОДОБНЫЙ ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ О КОНЧИНЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
Жил святой долгие годы в совершенном воздержании, труде, и непередаваемые, чудесные дела совершил, и старости глубокой достиг, никогда от божественного пения или службы не уклоняясь. И чем больше старел он, тем больше укреплялся, в усердии божественных подвигов с любовью упражняясь, и никак его старость не побеждала. Предвидел он за шесть месяцев свою кончину и, призвав братию, вручил игуменство любимому ученику по имени Никон. Сергий повелел ему пасти стадо Христово внимательно и праведно, ибо ответ придётся держать не за себя, но за многих. И с тех пор Сергий безмолвствовать начал. Перед самой смертью, когда должна была душа его с телом разлучиться, он Тела и Крови Владыки причастился и, молитву совершив, чистую свою и священную душу с молитвой Господу предал; жил же преподобный 78 лет.
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ И КРЕСТЬЯНИН
Один крестьянин, наслышанный о преподобном Сергии Радонежском, возгорелся желанием его увидеть. Придя в обитель, он начал разыскивать настоятеля и расспрашивал братию, где найти его. Ему отвечали: «Старец копает огород. Подожди немного, пока он не выйдет». Нетерпеливый посетитель, заглянув в щель забора, увидел блаженного в разодранной, ушитой заплатами бедной одежде, трудившегося в поте лица, и не поверил, что это тот великий муж, о котором он столько слышал. Когда святой вышел из огорода, монахи сразу показали его поселянину со словами: «Вот тот, кого ты желал увидеть». Но крестьянин, решил, что над ним издеваются, и, отвернувшись от блаженного, сказал: «Я пришёл посмотреть на пророка, а вы мне показываете сироту». Преподобный же поклонился ему и, благословив, похвалил за верное мнение о нём. В это время к святому приехал великий князь Московский. И крестьянин, увидев, как великий князь поклонился старцу до земли и усадил его рядом с собой, поверил, что видит святого игумена.