Седмица 24-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
2:20 Ибо вы - слава наша и радость.
3:1 И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни,
3:2 и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей,
3:3 чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено.
3:4 Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось, и вы знаете.
3:5 Посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш.
3:6 Теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас,
3:7 то мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братия, ради вашей веры;
3:8 ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе.
Евангелие от Луки
11:29 Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;
11:30 ибо ка́к Иона был знамением для Ниневитян, та́к будет и Сын Человеческий для рода сего.
11:31 Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.
11:32 Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы.
11:33 Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.
Бедный уповает на Бога, у него нет иной защиты, он ищет помощи Божией; а у богатого есть защита, у него есть деньги, он все себе может позволить, он чувствует себя самодостаточным, самодовольным. Вот почему Господь и говорит: трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф. 19, 23). Не потому что деньги сами по себе зло, а потому что деньги создают иллюзию полного довольства и независимости от Бога. И эта иллюзия встает как стена на пути человека к Богу. Помните замечательные слова: трудно богатому войти в Царство Небесное. Поэтому и богатый человек должен помнить слова, которые сказал нам евангелист Лука, передавая великое, бессмертное и непревзойденное по силе духовного воздействия слово Спасителя в Нагорной проповеди (см. Лк. 6, 20–22). И примеры святых угодников, и слово Божие учат нас тому, чтó есть человеческое счастье, чтó есть блаженство, чтó есть подлинная радость.
О знамении
Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо ка́к Иона был знамением для Ниневитян, та́к будет и Сын Человеческий для рода сего. Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы. Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.
Лк. 11: 29-33
Помня о том, что древние пророки совершали знамения, и будучи наслышаны о чудесах, совершённых Иисусом, фарисеи неоднократно требовали, чтобы Он продемонстрировал Свои сверхъестественные способности, требовали от Него знамения. Иисус им в этом отказывал. В сегодняшнем Евангелии звучит такой отказ: «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф. 12:39; 16:4; Лк. 11:29).
В этих словах Иисус предсказывает Свою смерть и воскресение. История Ионы, поглощенного китом, имеет значение лишь постольку, поскольку она является прообразом того, что произойдет с Сыном Божиим. И проповедь Ионы, приведшая ниневитян к покаянию (Ион. 3:5–10), была лишь прообразом того призыва к покаянию, который звучит из уст Иисуса. С одной стороны, Иисус говорит о Себе как о продолжателе дела пророков, с другой — настаивает на том, что Его миссия обладает несравненно большей значимостью.
В словах Иисуса, которые читаются в сегодняшнем Евангелии, есть упоминание истории, связанной с «царицей южной». Эта история состояла в том, что «царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками. И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце. И объяснил ей Соломон все слова ее, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей. И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом, который он построил, и пищу за столом его, и жилище рабов его, и стройность слуг его, и одежду их, и виночерпиев его, и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем. И не могла она более удержаться и сказала царю: верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих и о мудрости твоей; но я не верила словам, доколе не пришла, и не увидели глаза мои: и вот, мне и в половину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала. Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою!» (3 Цар. 10:1–8).
Соломон вошел в историю Израиля как царь, обладавший не только несметным богатством, но и исключительной мудростью. В Евангелии от Луки упоминание Иисуса о Соломоне и царице южной следует непосредственно за словами Иисуса: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11:28). Мы не знаем, имел ли в виду Лука провести параллель между словами царицы Савской о блаженстве слуг Соломона, слышавших его мудрость, и словами Иисуса о блаженстве слышащих и соблюдающих слово Божие, однако исключить этого никак нельзя. Главная мысль всего отрывка: мудрость Иисуса превосходит мудрость Соломона, и Его миссия более значима, чем миссия пророков.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ЖИТИЯ ПРАВЕДНОГО ИАКОВА БОРОВИЧСКОГО
Праведный Иаков Боровичский, Новгородский чудотворец, – один из тех святых, о земной жизни которых ничего не известно. Прославил его Господь после кончины. В 1540 году, на третий день Пасхи, к селению Боровичи Новгородской области по реке Осте против течения приплыла большая льдина, на которой стояла дубовая колода без крышки, а в ней лежало тело юноши. Боясь ответственности, крестьяне шестами отталкивали льдину к середине реки, но она трижды возвращалась к берегу. Ночью старейшинам села явился во сне юноша, виденный ими на льдине, и сказал: «Я такой же христианин, как и вы. Не гоните меня. Моё имя Иаков, я получил имя в честь святого Иакова, брата Господня». Вскоре от мощей святого отрока стало совершаться множество чудес, и они были поставлены на поклонение в Святодуховском храме.
ПРЕПОДОБНЫЙ АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ И ИКОНА «СПОРИТЕЛЬНИЦА ХЛЕБОВ»
В 1884 году преподобный Амвросий устроил Шамординский женский монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери, куда принимали неимущих и больных женщин. По благословению старца в 1890 году художником Д. М. Болотовым (впоследствии иеромонах Даниил) для этой обители была написана икона «Спорительница хлебов». В основу образа было положено изображение Божией Матери с иконы Всех святых из Болховского монастыря. Преподобный Амвросий назвал этот образ «Спорительница хлебов», так как Пресвятая Богородица – «Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного». Божия Матерь изображена на иконе благословляющей землю и сидящей на облаке, которое орошает землю, дающую урожай – хлебные колосья, собранные в снопы. В Шамордине преподобный Амвросий провёл последние 1,5 года жизни. 15 октября 1891 года мощи старца были перенесены в Оптину пустынь и похоронены у Введенского собора. День погребения старца совпал с установленным им днём чествования иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».