Седмица 21-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
4:10 Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства.
4:11 Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.
4:12 Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке.
4:13 Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.
4:14 Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби.
4:15 Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних;
4:16 вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду.
4:17 Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу.
4:18 Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.
4:19 Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом.
4:20 Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь.
4:21 Приветствуйте всякого святого во Христе Иисусе. Приветствуют вас находящиеся со мною братия.
4:22 Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома.
4:23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
Евангелие от Луки
11:29 Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;
11:30 ибо ка́к Иона был знамением для Ниневитян, та́к будет и Сын Человеческий для рода сего.
11:31 Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.
11:32 Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы.
11:33 Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.
Целостность человека – это залог его жизненного успеха. Не устоит то царство, которое разделится в себе (ср.: Мк. 3, 24), не устоит та личность, которая внутренне разделена противоречиями, конфликтами, двойной жизнью, ложью. Для того, чтобы сохранить эту целостность жизни, и необходимо воздержание. Вот почему святой Василий Великий называет воздержание матерью целомудрия. А целомудрие это и есть образ мыслей и жизни, направленный на сохранение и укрепление целостности человеческой личности.
О знамении
Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо ка́к Иона был знамением для Ниневитян, та́к будет и Сын Человеческий для рода сего. Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы. Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.
Лк. 11: 29-33
Помня о том, что древние пророки совершали знамения, и будучи наслышаны о чудесах, совершённых Иисусом, фарисеи неоднократно требовали, чтобы Он продемонстрировал Свои сверхъестественные способности, требовали от Него знамения. Иисус им в этом отказывал. В сегодняшнем Евангелии звучит такой отказ: «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф. 12:39; 16:4; Лк. 11:29).
В этих словах Иисус предсказывает Свою смерть и воскресение. История Ионы, поглощенного китом, имеет значение лишь постольку, поскольку она является прообразом того, что произойдет с Сыном Божиим. И проповедь Ионы, приведшая ниневитян к покаянию (Ион. 3:5–10), была лишь прообразом того призыва к покаянию, который звучит из уст Иисуса. С одной стороны, Иисус говорит о Себе как о продолжателе дела пророков, с другой — настаивает на том, что Его миссия обладает несравненно большей значимостью.
В словах Иисуса, которые читаются в сегодняшнем Евангелии, есть упоминание истории, связанной с «царицей южной». Эта история состояла в том, что «царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками. И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце. И объяснил ей Соломон все слова ее, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей. И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом, который он построил, и пищу за столом его, и жилище рабов его, и стройность слуг его, и одежду их, и виночерпиев его, и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем. И не могла она более удержаться и сказала царю: верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих и о мудрости твоей; но я не верила словам, доколе не пришла, и не увидели глаза мои: и вот, мне и в половину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала. Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою!» (3 Цар. 10:1–8).
Соломон вошел в историю Израиля как царь, обладавший не только несметным богатством, но и исключительной мудростью. В Евангелии от Луки упоминание Иисуса о Соломоне и царице южной следует непосредственно за словами Иисуса: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11:28). Мы не знаем, имел ли в виду Лука провести параллель между словами царицы Савской о блаженстве слуг Соломона, слышавших его мудрость, и словами Иисуса о блаженстве слышащих и соблюдающих слово Божие, однако исключить этого никак нельзя. Главная мысль всего отрывка: мудрость Иисуса превосходит мудрость Соломона, и Его миссия более значима, чем миссия пророков.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК КИПРИАН КАРФАГЕНСКИЙ И ЕГО УЧЕНИЕ О ЕДИНСТВЕ ЦЕРКВИ
Священное Предание включает в себя и творения святых отцов. Среди них особое место занимают труды великого богослова священномученика Киприана Карфагенского (†258). В книге «О единстве Церкви» он написал ставшие знаменитыми слова: «Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь. Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева. Господь так говорит в научение наше: “иже несть со Мною, на Мя есть; и иже не собирает со Мною, расточает” (Мф. 12:30). Нарушитель мира и согласия Христова действует против Христа. Собирающий в другом месте, а не в Церкви, расточает Церковь Христову. Не хранящий единства не соблюдает Закона Божия, не хранит веры в Отца и Сына, не держится истинного пути к спасению».
УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИПЕВА «АЛЛИЛУИЯ» В ХРИСТИАНСКОМ БОГОСЛУЖЕНИИ
Еврейское слово «Аллилуия» («хвалите Бога»), как и «аминь» («истинно так»), в христианском богослужении оставлено без перевода для напоминания о связи с ветхозаветною Церковью. Выражение это невозможно передать на славянский язык одним словом, поэтому оно оставлено в тех звуках, в которых было вдохновлено Богом, сообщая особую таинственность нашему славословию. Служа припевом самых радостных псалмов Псалтири, «Аллилуия» в церковном богослужении выступает в качестве неизменного припева псалмов. «Аллилуия» повторяется трижды в честь Святой Троицы и заканчивается однократным стихом «Слава Тебе, Боже» – в знак единосущия Святой Троицы. «Аллилуия» напоминает, что в православном богослужении хваление преобладает над прошением. Святой VI века авва Силуан говорил, что небесное богослужение – как идеал богослужения – представляет собой непрестанную хвалу Богу: «чин един непрестанно Аллилуиа поёт; другий чин: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф; другий чин: благословенна слава Господня от места и дома Его».