Седмица 23-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
1:1 Павел и Силуан и Тимофей - церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
1:2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших,
1:3 непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим,
1:4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;
1:5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.
Евангелие от Луки
11:29 Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;
11:30 ибо ка́к Иона был знамением для Ниневитян, та́к будет и Сын Человеческий для рода сего.
11:31 Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.
11:32 Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы.
11:33 Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.
Когда человеческая злоба, подозрительность, человеческий суд больно нас ранят, когда мы страдаем от других людей, – я уже не говорю о тех обстоятельствах, когда за веру приходится страдать физически и даже отдавать жизнь подобно тому, как отдавали ее мученики, – что может нас укреплять? Вера в то, что у Бога нет смерти и страданий. Все страдания, что мы переживаем, – временные и быстротекущие. И если мы остаемся верны Господу, то наследуем жизнь вечную. Мы становимся Его детьми и здесь, на земле, и в вечности. Любой человеческий суд, любая подозрительность и всякая злоба не должны омрачать нашей души, потому что ее состояние и есть наш «пропуск» в ту, другую, «комнату». Не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10, 28).
О знамении
Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо ка́к Иона был знамением для Ниневитян, та́к будет и Сын Человеческий для рода сего. Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы. Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.
Лк. 11: 29-33
Помня о том, что древние пророки совершали знамения, и будучи наслышаны о чудесах, совершённых Иисусом, фарисеи неоднократно требовали, чтобы Он продемонстрировал Свои сверхъестественные способности, требовали от Него знамения. Иисус им в этом отказывал. В сегодняшнем Евангелии звучит такой отказ: «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф. 12:39; 16:4; Лк. 11:29).
В этих словах Иисус предсказывает Свою смерть и воскресение. История Ионы, поглощенного китом, имеет значение лишь постольку, поскольку она является прообразом того, что произойдет с Сыном Божиим. И проповедь Ионы, приведшая ниневитян к покаянию (Ион. 3:5–10), была лишь прообразом того призыва к покаянию, который звучит из уст Иисуса. С одной стороны, Иисус говорит о Себе как о продолжателе дела пророков, с другой — настаивает на том, что Его миссия обладает несравненно большей значимостью.
В словах Иисуса, которые читаются в сегодняшнем Евангелии, есть упоминание истории, связанной с «царицей южной». Эта история состояла в том, что «царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками. И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце. И объяснил ей Соломон все слова ее, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей. И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом, который он построил, и пищу за столом его, и жилище рабов его, и стройность слуг его, и одежду их, и виночерпиев его, и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем. И не могла она более удержаться и сказала царю: верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих и о мудрости твоей; но я не верила словам, доколе не пришла, и не увидели глаза мои: и вот, мне и в половину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала. Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою!» (3 Цар. 10:1–8).
Соломон вошел в историю Израиля как царь, обладавший не только несметным богатством, но и исключительной мудростью. В Евангелии от Луки упоминание Иисуса о Соломоне и царице южной следует непосредственно за словами Иисуса: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11:28). Мы не знаем, имел ли в виду Лука провести параллель между словами царицы Савской о блаженстве слуг Соломона, слышавших его мудрость, и словами Иисуса о блаженстве слышащих и соблюдающих слово Божие, однако исключить этого никак нельзя. Главная мысль всего отрывка: мудрость Иисуса превосходит мудрость Соломона, и Его миссия более значима, чем миссия пророков.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ (ГУМИЛЕВСКИЙ) О СВЯТОМ СОТНИКЕ ЛОНГИНЕ
Когда трепетала земля, человек ли мог остаться без чувства? Благодарение милосердию Небесного Отца: на Голгофе раздавались не одни злословия и клеветы. «Видев же сотник бывшая, прослави Бога, глаголя: воистину Человек сей праведен бе» (Лк. 23:47). Сотник – язычник, и славит Бога истинного. Сотник – язычник, и исповедует тайны о распятом Иисусе. Какое чудо духовного мира! Дивное явление – разбойник, кающийся в виду распятого Иисуса: но тот был из евреев, из народа, которому открыты тайны спасения людей. А язычник кающийся, язычник, узнающий тайну спасения, – это величайшее чудо в мире нравственном. «Егда вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе» (Ин. 12:32). И вот Господь исполняет Своё слово! Два обстоятельства поразили сотника – необыкновенная смерть Иисуса и чудеса, следовавшие за смертью.
ВИДЕНИЯ СВЯТЫХ СВЯТИТЕЛЮ ДИМИТРИЮ РОСТОВСКОМУ
В 1684 году святитель Димитрий Ростовский принял на себя главный труд своей жизни, который он нёс в течение 25 лет, – составление житий святых. Их писание так увлекало Димитрия, что он, работая по ночам, иногда ложился спать не раздеваясь, лишь за час до заутрени. За время работы к нему не раз приходили во сне те, о ком он писал. Сам святитель свидетельствует, что однажды ему явилась во сне великомученица Варвара, которую он особо чтил. Он просил её умолить Господа о его грехах, но святая сказала: «Не знаю, умолю ли, ты молишься по-римски». Проснувшись, он понял, что молится редко и мало, как католики, и усилил молитву. В тот день, когда он написал житие мученика Ореста, ему явился сам мученик, показал раны на руках и ногах и сказал: «Я больше претерпел за Христа мук, нежели ты написал!» Святитель подумал, не из пяточисленных ли это Орест, но на его мысль мученик ответил, что он тот Орест, «его же ты ныне житие написал». Эти чудесные явления святитель воспринял как Божие покровительство его труду.