Количество просмотров Поделиться Facebook Instagram Twitter ВКонтакте
27
Сентября / 2020 ГОД
По новому стилю
14
Сентября
По старому стилю
выбрать дату
  • Святые дня / праздники
  • Чтение Апостола, Евангелия
  • Цитата Патриарха
  • Евангелие дня
  • События дня
  • Главные праздники
  • Дни поста
  • Дни особого поминовения усопших



выбрать дату
К РАЗДЕЛАМ
  • Главные праздники
  • Дни поста
  • Дни особого поминовения усопших
Праздники

Воздвижение Креста Господня

Чтение Апостола, Евангелия
Евангелие от Иоанна
12:28 Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю.
12:29 Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему.
12:30 Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа.
12:31 Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.
12:32 И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.
12:33 Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.
12:34 Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий?
12:35 Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет.
12:36 Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.
Первое послание апостола Павла к Коринфянам
1:18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия.
1:19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
1:20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
1:21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
1:22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
1:23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
1:24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;
Евангелие от Иоанна
19:6 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: || распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.
19:7 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.
19:8 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.
19:9 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.
19:10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?
19:11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.
19:13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифо́стротон*, а по-еврейски Гаввафа.
19:14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!
19:15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
19:16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.
19:17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;
19:18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.
19:19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.
19:20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.
19:25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
19:26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой.
19:27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
19:28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.
19:30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.
19:31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу,- ибо та суббота была день великий,- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
19:32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.
19:33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,
19:34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.
19:35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

Цитата Патриарха

Тайна Креста Христова действительно может быть понята человеком не через философию, не через человеческие мудрствования и не через политические ожидания, как то было у иудеев, римлян и эллинов, а только человеческим сердцем, изнутри человеческой природы. Почему так? Да потому, что Бог создал нас по Своему образу. Он вложил в нас Божественный нравственный закон. Когда человечество перестанет понимать Бога и жить по закону, который Он вложил в сердце человека, тогда и наступит конец. А пока продолжается борьба — борьба между теми, кто никогда не поймет Спасителя, не поймет Божиего замысла о мире и о человеке, и теми, кто несет в своем сердце веру в то, что Бог, как сказал апостол Павел, юродством проповеди спасает мир (1 Кор. 1, 21).

Евангелие дня

Воздвижение Господне

Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Пилат, услышав это слово, больше убоялся. И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе. Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифо́стротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух. Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу,- ибо та суббота была день великий,- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. 

Ин. 19: 6-11, 13-20, 25-28, 30-35

В праздник Воздвижения, который является одновременно скорбным и радостным, мы вспоминаем крестную смерть Спасителя и благодарим Бога за все блага, которые проистекают для каждого из нас от Креста Христова. Вот почему Воздвижение считается одним из двенадцати самых великих праздников Церкви и в то же время является днем строго поста. Мы соблюдаем этот пост в память о страданиях Спасителя, но радуемся и ликуем, прославляя силу Христа, которая через Крест подается каждому из нас.

В сегодняшнем Евангелии мы читаем, как первосвященники и служители кричали: «Возьми, возьми, распни Его!» А Пилат отвечал: «Царя ли вашего распну?» Евангелист Иоанн увидел пророчество об искупительном значении смерти Иисуса (Ин. 19:15), он видит скрытый смысл и в репликах Пилата. На глубинном богословском уровне Иисус всегда был и остается Царем — даже в Своем предельном унижении и истощании. Это царское достоинство Иисуса подтверждается словами Пилата, обращенными к иудеям. Оно будет также подтверждено надписью, которую Пилат прикажет прибить к кресту над головой Распятого (Мф. 27:37; Мк. 15:26; Лк. 23:38; Ин. 19:19).

Сегодняшнее Евангелие точно отмечает время и место описываемых событий: «…на месте, называемом Лифо́стротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый». Для Евангелиста важно отметить место, день и час вынесения приговора: Лифостротон, пятница перед пасхой, час шестой (по современному счету, около полудня). Чем объясняется такая точность? Очевидно, тем, что именно момент окончательного вынесения приговора Пилатом стал тем поворотным пунктом, после которого историю суда над Иисусом уже невозможно было развернуть вспять.

Автор Евангелия от Иоанна является одним из его героев. Он незримо присутствует в этом Евангелии — иногда анонимно, иногда в виде некоего не названного по имени ученика. При кресте Иисуса стоит ученик, «которого любил» Иисус: ему Иисус поручает Свою Матерь (Ин. 19:26–27). Тот же анонимный ученик имеется в виду в повествовании о том, как кровь и вода истекли из тела Иисуса, умершего на кресте: «И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили» (Ин. 19:35). Эти слова могли бы послужить эпиграфом ко всему четвертому Евангелию. Здесь мы имеем не только упоминание автора о себе в третьем лице, но и прямое обращение к читателю во втором лице множественного числа, чего мы не находим ни в одном другом месте Евангелия.

Узнать больше вы можете в книге митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».

Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.

События дня

ИЗ ЖИТИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АНФИМА НИКОМИДИЙСКОГО

Когда началось Диоклетианово гонение, епископ Анфим, управлявший Никомидийской Церковью, по просьбе паствы скрывался в селении недалеко от Никомидии. Одно из его писем, посланное с диаконом Феофилом, было перехвачено и передано императору Максимиану. Святой Феофил был подвергнут допросу и умер под пытками, так и не открыв своим мучителям местопребывание епископа Анфима. Воины, которых Максимиан послал на поиски епископа Анфима, случайно встретили его на дороге. Святой Анфим пригласил воинов в дом, накормил обедом, а затем назвал себя. Воины, уверовав во Христа, хотели отпустить святого и сказать императору, что не нашли его. Однако святой Анфим, не терпевший лжи, повелел им исполнить приказание правителя. По приказанию императора Максимиана святой Анфим был подвергнут мучениям и усечён мечом.

О СВЯТОЙ ФИВЕ, ДИАКОНИСЕ КЕНХРЕЙСКОЙ

Кроме двенадцати и семидесяти апостолов было ещё много святых, подвизавшихся на ниве евангельской. Так, апостол Павел писал, что Иисус Христос по Воскресении Своём явился Кифе, потом двенадцати, потом же явился более чем пятистам братий в одно время (1 Кор. 15:5–6). В другом послании он упоминает, что у него много сотрудников, подвизавшихся вместе с ним в благовествовании Христовом, чьи имена написаны в книге жизни (Флп. 4:3). Однако лишь о некоторых в предании церковном остались сведения. Так, апостол Павел в Послании к Римлянам достаточно подробно говорит о святой Фиве, жившей близ Коринфа в пристани Кенхрейской (Рим. 16:1–2). Из слов апостола известно, что она была диаконисой Церкви Кенхрейской и помощницей многим, в том числе самому апостолу Павлу. И поэтому апостол посылает её в Рим ради благовестия Христова. Святитель Иоанн Златоуст по поводу этого места послания говорит: «Почему не блаженна прославляемая таким свидетельством Павла, которая могла помочь тому, кто исправлял вселенную».

Источник: pravoslavniy-calendar.ru