Исчезнувшие Церкви
Какие Древние Церкви сделали Православие таким, каким мы его знаем? Какими святыми прославились древние апостольские столицы? Рассказываем о Церквах, исчезнувших с лица земли.
Великое и таинственное видение из книги Откровения Иоанна Богослова изображает Церковь Христову в виде жены, облеченной в солнце. А рожденный от нее младенец, по мысли древних толкователей, — это мы с вами, заботой Церкви рожденные в купели крещения христиане.
И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. (Откр. 12,1–4).
Это и все те Церкви, которые силой Господа рождались проповедью в истории. Вспомним те, которые некогда процветали, но которых больше с нами нет.
Великая Карфагенская Церковь. Церковь, давшая миру несравненное богословие. Подарившая нам непреклонного апологета Тертуллиана (160-240); стойкого мученика епископа Киприана (200-258); написавшего более всех Отцов Церкви святителя Августина (354-430); борца с арианством вандальских королей Фульгенция Руспийского (462-533); богослова и епископа Факунда Гермианского (570), который в своей полемике против вмешательства власти в дела Церкви не убоялся самого императора Юстиниана (482-565). Без карфагенского богословия наша христианская Европа была бы неузнаваемо другой. Карфагенская Церковь погибла под ударами арабских завоевателей после 698 года.
Христианская Каппадокия. Эта огромная прежде христианская страна — по сути, восточная половина Малой Азии и целый континент — дала миру Георгия Победоносца (284–305) и Равноапостольную Нину (280-335). Здесь родились и творили Великие Каппадокийцы — Василий Великий (330–379), Григорий Богослов (329–390), Григорий Нисский (335–394), и Амфилохий Иконийский (340-304).
В 1071 году, после битвы при Манцикерте, Константинопольская империя навсегда утратила эти территории. В наши дни о христианстве здесь напоминают древние фрески в пещерах. Их выколотые ослепшие глаза — взгляд в славное живое прошлое Каппадокийской Церкви.
«Недостанет нам времени» (ср. Евр. 11:32), чтобы рассказать и о Сирийской Церкви Востока, епархии которой простирались до самого Китая. Великим сыном этой Церкви был преподобный Исаак Сирин (640–700). Он родился на территории современного Катара и был епископом Ниневии. По свидетельству дошедших до нас писаний, сердце его милосердовало даже о демонах, и он полностью ослеп от обильного плача. Именно Исаака цитирует старец Зосима в романе Достоевского «Братья Карамазовы».
Величие Ассирийской Церкви было обрушено нашествием Тамерлана (1336–1405).
Мы постоянно слышим о необходимости смирения и любви к ближним. Но как достичь этого на практике? Исаак Сирин подсказывает простой и приятный способ — через радость о Боге и удовольствие от Его любви.
Великий город Антиохия. Апостольская столица, основанная апостолами Петром и Павлом епископская кафедра, место, где ученики Господа Иисуса впервые стали называться христианами (Деян. 11:26). Антиохия дала миру знаменитую богословскую школу; подарила Церкви великого экзегета Феодора Мопсуестийского (350–428), Феодорита Кирского (393–460), Мелетия Антиохийского (+381) и епископа Нового Рима Иоанна Златоуста (347-407).
Антиохийское монашество прославило Церковь подвигом столпничества. Антиохийское богословие много способствовало раскрытию понимания христологической тайны, помогло миру осознать полноту человечества Христова, без чего Восточное Православие было бы иным.
В 526 году Антиохия была разрушена землетрясением. В 529 году Юстиниан I отстроил город заново, и в суеверном порыве переименовал его в Град Божий Феополь. Но это не помогло. После арабского завоевания в 637 году великая первохристианская столица постепенно уходила в историческую тень.
Многие дивные города апостольских кафедр, целые Церкви ушли в небытие. Но подобно таинственной Жене Апокалипсиса и ее Чаду, Господь через проповедь Евангелия и благой помысел о спасении народов воздвигал новые, сохранял преемство веры и апостольского предания. Таким удивительным чадом Бога стала и Русская Церковь.
Возникнув на рубеже тысячелетий, Русская Церковь стала поздним, а потому необыкновенным ребенком. Он как бы пошла по обратному, противоположному другим Церквам пути, от благоденствия к жесточайшим гонениям.
«Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога» (Откр. 12;5-6).