Количество просмотров Поделиться Facebook Instagram Twitter ВКонтакте

Псалмы 1-2. Идеальный герой библейской поэзии


Царь Давид. Фрагмент иконы, происходящей из пророческого ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря
Царь Давид. Фрагмент иконы, происходящей из пророческого ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря
Источник: Демид / Fotoload

Псалом 1. Псалом Давида

1.1.Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,

1.2.но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

1.3.И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

1.4.Не так — нечестивые, [не так]: но они — как прах, возметаемый ветром [с лица земли].

1.5.Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных.

1.6.Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

 

Псалом 2. Псалом Давида

2.1.Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?

2.2.Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.

2.3."Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их".

2.4.Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.

2.5.Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение:

2.6."Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;

2.7.возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;

2.8.проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;

2.9.Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника".

2.10.Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!

2.11.Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом.

2.12.Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.

Эти псалмы не похожи друг друга. Первый рисует образ праведника, любящего закон Божий. Второй — образ царя, против которого взбунтовались земные властители. Причем Бог называет этого царя Своим сыном.

Что общего между этими текстами?

Они хорошо передают две главные «сюжетные линии» Псалтири. С одной стороны, это проблема верности или неверности Богу. С другой стороны, это тяжелые обстоятельства, в которых оказывается человек и в которых он не боится поделиться с Богом своей болью. Это может быть личное несчастье человека или общественное бедствие. В Псалтири нередко рассказы о таких бедствиях ведутся от лица царя Давида.

Мы возвращаемся к имени этого правителя, который для Библии становится образцовым. И он образцовый не потому, что Давид не совершил ни одной ошибки. В Библии описан его тяжкий грех, за который он горячо каялся. И его покаянная молитва вошла в Псалтирь и часто звучит на богослужении.

Читайте также: Анатомия греха: знал ли Урия, что Давид вступил в интимную связь с его женой?

Как образцовый правитель и как признанный традицией автор многих псалмов, Давид и становится тем человеком, чей идеальный портрет предстает в первых двух псалмах. Он любит Бога всей душой и выбирает Его закон, а Бог утверждает его царство.

Вместе с тем, в христианской традиции Давид воспринимается как прообраз Христа. Иисус Христос был потомком царя Давида и часто называется в Евангелиях «Сыном Давидовым».  Бог называет героя 2-го псалма Своим сыном — и уже в Новом Завете эти слова были осмыслены как пророчество о Мессии (помазаннике Божием, спасителе, посланном Богом).

Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: "Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя"?  (Евр. 1:3-5)

Слушайте Псалтирь в озвучке профессиональных чтецов.

Бунт царей и правителей, описанный во 2-м псалме, с самого начала христианской истории воспринимался как пророчество о том, что предстоит претерпеть Христу от религиозных лидеров еврейского народа и римских властителей:

Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: "что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его". Ибо поистине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой. И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святого Сына Твоего Иисуса. И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого, и говорили слово Божие с дерзновением (Деян. 4:24–31).

Для Церкви Христос — и Спаситель, и образец для подражания. Мы не в состоянии проводить такую же жизнь, какую явил на земле Христос. Однако Его жизнь — всегдашний ориентир для нас. Поэтому первые два псалма — это и введение в Псалтирь, и знамя, которое указывает направление пути.

Этот материал также целиком доступен в видеоформате: пройдите бесплатный курс «Псалтирь в 13 шагах».



Поделиться