Почитай отца и мать… издалека. Сепарация от родителей и заповеди Христа


Источник: Flickr

Тема детско-родительских взаимоотношений — одна из самых табуированных в нашем обществе. Начиная эту статью, я внутренне готовлюсь к непониманию и критике, но это как раз тот случай, когда молчать невозможно. Сегодняшний разговор — о том, сколько боли причинило злоупотребление знаменитой библейской заповедью, и как учение Христа может излечить детей и родителей от взаимных обид.

«Если кто не возненавидит отца своего и матери»

Проповедь Христа во многом шла подчеркнуто вразрез с ветхозаветными заповедями: ведь Его учение должно было стать основой для новой религии, а не новой ветвью иудаизма. Одним из таких шокирующих моментов стал призыв «возненавидеть» своих родителей, оставить их ради Учителя:  

«Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14:26). 

Кто любит своих ближних более Христа, не достоин Его, и Он прямо говорит, что пришел разделить близких, что отныне «враги человеку — домашние его» (Мф. 10: 36-37).  

Здесь же можно вспомнить слова Иисуса о Собственной Матери, которой Он публично пренебрег и поставил ниже Своих единомышленников-учеников: 

«Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12: 46-50). 

Такой радикальный взгляд был продиктован, конечно, не желанием Иисуса разлучить детей и родителей, но чрезвычайными обстоятельствами. Ему требовалось построить новую нравственную систему, непривычную для иудейского общества, и Христос понимал, что это потребует жертв. Парадоксальным образом Его заветы не отменяли ветхозаветных заповедей, о которых он напоминает ищущему Царствия Небесного: 

«Знаешь заповеди: “не прелюбодействуй”, “не убивай”, “не кради”, “не лжесвидетельствуй”, “не обижай”, “почитай отца твоего и мать”» (Мк. 10:19). 

Более того, Он упрекнул книжников, «адаптировавших» заповедь о почитании родителей под свои нужды (Мк. 7: 9-13). Нам стоит помнить об этом, чтобы в своих поисках правды не превратиться в подобных книжников. 

«Не дети должны собирать имение для родителей» 

Содержание ветхозаветного Второзакония касалось не только духовной жизни, но и многих чисто практических моментов общинной жизни. Заповедь о почитании отца и матери кажется одним из правил, которое захватывает сразу обе сферы. Естественное течение вещей — сперва родители заботятся о детях, а когда отец и мать сами становятся немощными, забота о них переходит к повзрослевшим детям. Одинокая же старость печалит и пугает. Страх перед ней становится одной из главных причин, которая побуждает людей к продолжению рода, как бы цинично это ни звучало.  

Сейчас человек уже не находится в беспрекословной зависимости от семьи. Жить отдельно от своих родных и даже конфликтовать с ними больше не значит обречь себя на верную смерть. Но глубинного страха ничто не смогло изменить — ни течение времени, ни преобразования института семьи. Я молюсь о том, чтобы, несмотря на все разногласия, Господь позволил мне ухаживать за родителями в старости, и сама смею надеяться, что не останусь на заре жизни в одиночестве. 

Однако почитание родителей не равно беспрекословному служению. Вместе со взрослением приходят и конфликты, от которых нельзя уклоняться ради собственного будущего. Жизнь во имя родителей, их интересов и надежд — это тупиковый путь. Родители питают своих детей, чтобы те могли отделиться и питать уже свое потомство. Только так поколения могут развиваться: «не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей» (2 Кор. 12:14). 

В наших реалиях, к счастью, редко бывает так, что родители мешают детям жить по Христовым законам. Но сколько других родительских «законов» внушается детям под предлогом почтения: от навязанной специальности в вузе до неодобрения спутника жизни. Не говоря уже о мелких, но болезненных привычках, которые передаются из поколения в поколение: неспособности говорить о своих чувствах, установке «что же скажут люди», слепом самопожертвовании... В любой семье найдется свой манипулятивный «инструментарий».  

Я сознательно не говорю сейчас о действительно травматичном опыте — насилии, побоях, полном пренебрежении к ребенку. Взаимоотношения в таких семьях — это отдельные случаи, которые нужно прорабатывать как с духовным отцом, так и с психотерапевтом. Но разве не вправе дети отказаться хотя бы от устаревших, искаженных установок, не предавая в глазах родни всю семью? 

Разумеется, в Своей проповеди Христос говорил не об этом — у Него были задачи поважнее, чем решение семейных противоречий. Но как мне кажется, именно Его заповеди предвосхитили осмысленный взгляд на детско-родительские взаимоотношения, который сегодня становится нормой. Мы можем мысленно прорабатывать привитые установки и не всегда положительные примеры, жить своей жизнью и без страха оставить бессмысленный груз отживших установок в родительском доме. Но, что важно, делать это с любовью и почтением, принимая и прощая родителей даже за серьезные обиды. 

Жить, слепо и безропотно следуя букве заповеди — неподходящий вариант для христианина, чьей жизнью управляет не закон, а любовь. Руководствуясь любовью, мы призваны к непрерывному осознанному поиску правильного пути в отношениях с самыми близкими людьми. И да поможет нам в этом Христос.