Пастырство апостолов
В Издательском доме «Познание» вышла книга епископа Серафима (Амельченкова) «Православное пастырство: Бог и человек в таинстве спасения». Это учебник, который с разных сторон раскрывает образ пастыря и будет полезен как тем, кто сам собирается стать пастырем, так и тем, кто ищет духовного отца.
В день праздника Петра и Павла публикуем фрагмент, посвященный тому, как видели пастырство апостолы и какие уроки они оставили последователям.
Апостолы становятся первыми преемниками пастырского служения Иисуса Христа. Он Сам говорит об этом в первосвященнической молитве: «Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! Соблюди их во имя Твое» (Ин. 17:11). Апостолы не просто взяли на себя пастырское служение после вознесения Спасителя. Еще во время Его земной жизни Он Сам избрал их и особо учил, готовя к этому служению. В день Пятидесятницы апостолы получают благодатные силы, благодаря которым начинают созидать «Тело Христово» — Церковь. И с этого времени Церковь начинает складываться как сообщество верующих.
Четыре апостольских критерия присоединения к единому телу Церкви:
- Покаяние;
- Крещение, прощение грехов и восприятие благодати Святого Духа;
- Пребывание в учении апостолов и молитвенное общениие с ними;
- Участие в преломлении хлеба, т. е. в таинстве Евхаристии.
Вошедших в единое тело Церкви покрывало особое отеческое душепопечение апостолов, для которых паства — это «дети» (1 Ин. 2:1), «возлюбленные» (2 Петр. 3:17) и «братья» (Иак. 1:16). Апостолы обходились с членами Церкви бережно, неся им свои собственные души, всегда готовые просить и убеждать.
«Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других: мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны. Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие. Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими, потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просилиубеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу» (1 Фес. 2:5–12).
Цель апостольского душепопечения — умудрить каждую душу ко спасению через веру во Христа, «открыть всем домостроительство тайны спасения <…> чтобы <…> уразуметь превосходящую разумение любовь Христову и исполниться всею полнотою Божества» (Еф. 3:9, 18, 19).
Тайна апостольской любви к людям заключалась в тайне любви апостолов ко Христу, в их непреодолимом желании, чтобы в каждом верующем изобразился Христос. «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» — наставляет апостол Павел (Гал. 4:19). Просвещая и наставляя верующих, апостолы призывали их к развитию в себе внутренней, духовно-сознательной, благодатной жизни, чтобы жить во Христе и со Христом: «Испытывайте самих себя... что Иисус Христос в вас» (2 Кор. 13:5).
Пастырское служение апостолов выразилось также в учреждении структуры первых христианских общин и распределении видов служения. Апостолам принадлежит попытка создать материальное равенство братской любви, ибо «имели все общее» (Деян. 2:44), учреждение диаконского служения в дополнение к иерархическому институту (епископы, пресвитеры) и к институту чрезвычайных служений (например, пророки).
Отправной точкой апостольского благовестия становится главное событие их собственной жизни — явление в мир Спасителя, умершего за грехи людей и воскресшего для их обновления и воскресения. Вся проповедь апостолов состояла из свидетельства того, что «видели своими очами... что осязали руками» (1 Ин. 1:1).
Пастырство по апостолу Павлу
Наставляя юного Тимофея, апостол Павел говорил, что никто не будет «пренебрегать» его юностью, если он будет «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12). Рассмотрим эти шесть составляющих пастырства подробнее.
1. Пастырское слово
«О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры» (см. 1 Тим. 6:20–21). Внимание к своему словесному учению и осторожность в нем — важная задача пастыря. К этому требуется добавить благоговение, поскольку учительство пастыря — это возвещение слова Божественной премудрости.
«Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием… будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое» (2 Тим. 4:2–5).
Проповедническое служение пастыря — это возглашение слова Божественной истины. Нужна смелость, чтобы честно совершать это служение, ведь ему всегда находятся противники и пастыря неизбежно могут постичь скорби. Апостол Павел не раз приводит в пример своим последователям собственные страдания за Слово. Но он также и утешает: «Для слова Божия нет уз» (2 Тим. 2:9).
Пастырство — это путеводство к вечной жизни. Поэтому в проповеди нет места для тем злобод невных, мирских и поли тических, которые носят временный характер. Проповедь — это живая беседа, обращенная к сердцу человека, кото рая взывает к его доброй воле, ищущей спасения для вечной жизни.
2. Пастырская жизнь
Частная жизнь пастыря не только не может быть постыдной, но еще до ее начала кандидат должен иметь «доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3:7).
Это подразумевает соответствие общепринятым в обществе правилам этики, которые становятся для пастыря не ким обязательным минимумом. Элементарная честность с самим собой и людьми, верность своему слову, воздержанность в чувствах, простая житейская мудрость, незлобие и прочие черты доброго члена общества — это важные свидетельства о качествах будущего пастыря, но они лишь начало пути, поскольку христианина Бог призывает не просто к светской порядочности, но к свя тости и совершенству.
Уже в молодом возрасте стоит искать способы пре одоления своей собственной, «независимой» воли и по ставить богодарованную свободу человека в подчинение свободе сынов Божиих, слушая при этом голос Церкви. Важно не допустить и лицемерного раздвоения своей жизни, когда в публичном пространстве пастырь соблюдает высокие стандарты нравственности, а среди своих близких считает возможным позабыть эти стандарты.
3. Пастырская любовь
Святые отцы ставят любовь на вершину нашего пути к Богу, и нельзя достичь вершины, не совершив всего восхождения по ступеням совершенствования своей души. Такое постепенное обучение любви пред ставляет собой именно путь и саму жизнь, а не собрание правил и предписаний «Как правильно любить?». Неумение любить — естественный этап этого пути, поэтому не стоит приходить в смущение. Однако, только видя усердие и доброе произволение, Бог преподаст уроки любви. Поэтому не стоит расслабляться, думая, что весь путь пройдется сам собой без усилий человека. Ведь пастырь без любви не лучше наемника: сам не любит, и его никто не любит.
Как представить себе дело любви? Это, прежде всего, “вживание” в жизнь и душу ближнего, по ставление себя самого на его место, понимание его грехов и борьба с ними, как со своими собственными, отождествление себя с ним, желание для него всего того, чего сам себе желаешь, пережи вание о нем, как о себе, постоянное стремление к помощи, к поддержке, к несению всех его тягот, нужд, горестей, недоумений, искренняя радость о его духовном росте и житейском благополучии, вдали от всякой ревности или зависти, или осуждения. Соболезнование ближнему в его болезнях, в одиночестве, в старости, в растерянности и унынии. Ибо ты — это он, а он — ты, ибо все мы — единое Тело во Христе Иисусе».
Схиархим. Пантелеимон (Агриков)
4. Пастырский дух
Пастырский дух — энергия души пастыря, которая берет начало не от его человеческой природы и соответствует человеческой силе воли, решительности, твердости характера и темпераменту, но исходит от Святого Духа, Который и действует в пастыре и Которым действует пастырь.
Четыре качества пастырского духа:
- Благоговение пред всем святым;
- Ненависть к неправде;
- Молитвенность;
- Смирение.
5. Пастырская вера
Для пастыря вера не данность, но задача. Пастырь призван непрестанно возрастать в вере, упражняясь в богомыслии, молитве, чтении Священного Писания. Если прихожане будут видеть сильную веру своего пастыря, то у них будет живой ориентир, пример, который затронет их сердца, потому что такой пример совсем не книжный и они наблюдают его собственными глазами. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверен ность в невидимом» (Евр. 11:1), — говорит апостол Павел. Для всякого христианина, но особенно для пастыря, это означает, что, не обладая чем-то как данностью, мы воспринимаем это как реальность. Оно для нас уже существует, потому что истоком своего существования имеет Божественное обетование, а значит — саму реальность бытия Божества.
Господь дает нам дар веры как приточный талант, а обращаем его в рост мы сами. Поэтому и требует от нас Спаситель иметь “веру Божию”, полную, мощную, потому и учит веровать непоколебимо, что получим просимое в молитве, возбуждая тем самым нашу свободу веры».
Схиархим. Пантелеимон (Агриков)
6. Пастырская чистота
Христианство возводит характерные для многих древних религий представления о чистоте на особую духовную высоту. Именно духовная чистота — чистота сердца — становится результатом христианского осмысления этой темы.
Духовная чистота — это свобода от всего, что оскорбляет дар Бога, свобода от внутренней скверны, исходящей из сердца, из которого «исходят злые по мыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15:19), свобода от всех страстных влечений души. Пастырь призван вывести себя из плена повседневности — тех мелких ежедневных наклонностей, что опутывают душу и тормозят движение по пути совершенствования. Это достигается всесторонним контролем за своими действиями и молитвой.
Читайте также: Пастырство Иисуса Христа.