Пастырство Иисуса Христа


Христос Пантократор. Икона. Византия, Константинополь, около 1363 года. Государственный Эрмитаж. Фрагмент
Христос Пантократор. Икона. Византия, Константинополь, около 1363 года. Государственный Эрмитаж. Фрагмент
Источник: Демид / Fotoload

В Издательском доме «Познание» вышла книга епископа Серафима (Амельченкова) «Православное пастырство: Бог и человек в таинстве спасения». Это учебник, который с разных сторон раскрывает образ пастыря и будет полезен как тем, кто сам собирается стать пастырем, так и тем, кто ищет духовного отца. 

Для читателей портала публикуем фрагмент из книги, посвященный первому Пастырю — Иисусу Христу.

Пастырь добрый

Земная деятельность Иисуса Христа была, прежде всего, пастырской. Разъясняя это положение, пастырское богословие касается здесь преимущественно учительства и душепопечительства Спасителя. Это то «доброе пастырство», которое Христос относит к Себе в притче о Добром Пастыре (Ин. 10:1–11); та пастырская любовь, которую Он настойчиво (трижды) требовал от апостола Петра как необходимое условие для пастырства (Ин. 21:2–17) и которую Он сам проявлял к «погибшим овцам дома Израилева». Христос пришел на землю с целью привести людей в Церковь Свою на земле, а через Нее — и в Царство Небесное. В Своей Личности, в Своей жизни и деятельности Христос воплотил высочайший идеал чистоты и святости, стремление к которому есть главнейшая и единственная цель жизни каждого христианина, а тем более пастыря. Все идеалы человеческие до Христа и после Него в сравнении с Ним — ничто. Они меркнут перед Христом.

 

Подражание Христу

Задача каждого человека, а особенно пастыря, — подражание жизни Христа. Однако это подражание следует понимать не как внешнее восприятие Христа, а как внутреннее приобщение к Его жизни для благодатного питания, духовного возрастания и возрождения. «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Пастырь должен усвоить существенное и вечное, т. е. иметь «чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5), и «ум Христов», какой имели и святые апостолы (1 Кор. 2:16), иметь настроение любви и самоотвержения, с которым Христос совершал пастырское служение.

 

Жертвенная пастырская любовь

Суть душепопечительства Спасителя — жертвенная любовь. Христос приходит в мир, чтобы быть и Жертвой, и Священником, быть Приносящим жертву и Приносимым в жертву. Побуждая греховного человека к духовному обновлению, Он терпеливо и бережно находит в душе каждого зародыш добра и взращивает его. Человек же должен лишь «прийти в себя» и сделать шаг к Отцу (как в притче о блудном сыне), чтобы неизреченная любовь Божия сделала все остальное для его спасения. Иисус Христос как Сердцеведец видел эти спасительные зерна в каждой душе человеческой и соответственно воздействовал на нее. Так, искавшего духовной истины Никодима Он призвал к «рождению свыше» (Ин. 3:2–4). Закхея, подвигнутого верой влезть на дерево с целью видеть Христа, Он пожелал посетить, чтобы создать в мытаре решимость перейти от веры к спасительному делу — раздать половину имения нищим и вчетверо оплатить обиженным (Лк. 19:2–9). Образ Пастыреначальника Христа не может быть воплощен во всей полноте отдельным пастырем, поскольку является недостижимым идеалом. Однако этот идеал осуществляется всецелым церковным пастырством, его совокупностью.

 

Смысл пастырства Иисуса Христа предельно точно выражен в словах евангелиста Матфея: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28).

 

Пастырская проповедь

Особое место в пастырском служении Иисуса Христа занимает проповедь: «Я на то родился и на то пришел в мир, — говорил Он ученикам и народу, — чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин. 18:37). И свидетельство это есть самое несомненное и непреложное, так как исходит от Того, Который, по словам Иоанна Богослова (Откр. 1:5), есть «свидетель верный» (Откр. 1:5) и Сама Ипостасная Истина (Ин. 14:6). Следовательно, Он один преимущественно пред всеми может научить этой истине и всех прочих как для их собственного спасения, так и для приведения других к жизни вечной, состоящей в познании Истинного Бога. «Сия же есть жизнь вечная, — сказал Иисус Христос в Своей первосвященнической молитве, — да знают Тебя единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3), — разумея здесь под знанием не теоретическое, умственное познание Бога, а теоретико-практическое, когда, кроме ума, в познании Бога участвует и сердце чрез его постоянную любовь к Богу, и воля чрез свою преданность Воле высочайшей, чрез исполнение заповедей Господних. В этом состоит сущность проповеди Христа Спасителя. Так, преобразуя, возвышая старое, ветхозаветное, Христос решительно утверждал новое, новозаветное.

В Его устах истины, самые глубокие и возвышенные, становятся вполне доступными и понятными даже не развитому научно сознанию простого народа. Предметом проповеди Христа был почти исключительно нравственный закон, необходимость покаяния и очищения. Через проповедь Спаситель хотел пробудить в душах современников жажду истины, правды и святости и заставить их горячо пожелать пришествия Его Царствия, о близости которого говорил еще святой Иоанн Креститель, а Сам Христос возвестил об этом в самом начале Своей проповеди.

Своей проповедью Господь показывал, что Царство Божие — не награда, не воздаяние за земную, хотя бы и добродетельную жизнь. Царство Божие есть внутреннее состояние, которое является следствием духоносного настроения души. Человек с таким настроением уже на земле становится членом Царства Божия и способен переживать радости райского состояния.

 

Три причины успеха проповеди Иисуса Христа

  1. Истина, содержащаяся в его проповеди.
  2. Мысль и жизнь Спасителя, Его слова и дела не противоречили друг другу. Его проповедь стала отражением этого единства.
  3. Каждое слово Его проповеди было напитано Божественной любовью.

В основе всего служения и жизненного пути пастыря должен лежать живой пример его личной благочестивой жизни. Если пастырь сам станет усовершенствовать себя в духовном плане, он сможет многих увлечь по этому пути. Иисус Христос призывает верующих показать жизнь достойную благодати, чтобы благовествование о Нем везде оправдывалось доброй жизнью христиан и способствовало славе имени Божиего. Как руководитель, пастырь должен всей своей жизнью показывать то, что он ожидает увидеть от паствы, поэтому священнику следует вести строго безупречную жизнь. И красота нравственного облика пастыря должна четко восходить ко Христу, а не быть иллюзорным плодом его личных заслуг. Только если пастырь трудится, чтобы быть свободным от греха, он сможет врачевать язвы других людей.

Читайте также: Что говорил Христос о ненавистниках Церкви?