В поисках ангела


Источник: Священник Даниил Яковов

Следующая история произошла в Панаевске. Вечером в храм после службы пришли дети: Сабрина и Степа.

- Это он стучал!
- Нет, это она!

Я не без любопытства разглядывал двух карапузов и пытался понять, что же им нужно.

- Вы скоро освободитесь? – спросила Сабрина.
- Я свободен, заходите.

Дети зашли в храм и сели на лавочку.

- А у вас есть крестики?
- Да, а вы креститься хотели?
- Я нет, – сказал Степа, – это она!
- Вы к нам в школу приходили, мазали нас чем-то пахучим! – сказала Сабрина.

Я внимательно посмотрел на детей и пошел за крестиком.

- Тебе желтый или белый?
- Желтый!

Взяв, крестик и веревочку, я решил подарить Сабрине благовоние с запахом персика.

- Вот держи, завтра к часу приходи с мамой на беседу перед Крещением и я тебя покрещу.
- Мне тоже крестик нужен! – набравшись смелости, сказал Степа.
- Ты же креститься не хочешь.
- Уже хочу!
- Так ты меня обманул?
- Я не говорил, что не хочу.
- Давай ты завтра придешь, и если не передумаешь, я дам тебе крестик. Идет?
- Но я сегодня хочу!
- Нет, парень, так не пойдет, то хочу, то не хочу. Придешь завтра с мамой – дам тебе крестик.
- Мне нужно сегодня, – не унимался Степа.
- Завтра. Сабрина, ты придешь с мамой?
- Она не сможет, она пьет...
- А бабушка?
- У бабушки больная нога, она не ходит...
- А сможешь принести мне записку, что мама не против, чтобы ты крестилась?
- Да, смогу.
- Тогда, приходи завтра с запиской, и мы найдем тебе крестную.
- Хорошо. До свидания!
- Повезло тебе, – сказал Степа, глядя на крестик и флакончик с благовонием в руках у подруги.

Да уж, только этим и повезло... Для искушенного наблюдателя сразу налицо местный менталитет: все сразу и бесплатно. Детям в интернате дают одежду, кормят, воспитывают, балуют. Родители из тундры приедут и возмущаются, что у ребенка одежда плохая (новая, предоставленная школой). А потом воспитатели не знают, что делать с детьми, которые даже убирать за собой часто не считают нужным, потому что это обязан делать воспитатель. Иногда такие ужасы рассказывают, что пересказывать не хочется. Кстати, парень так и не пришел на следующий день. А вот Сабрина пришла. Сначала сказала, что забыла записку дома, потом принесла вот это:

 

По случайному стечению обстоятельств и особому промыслу Божиему на беседе присутствовала крещеная женщина, которой я предложил стать Сабрине крестной. Как оказалось, друг друга они хорошо знали. Сабрина часто заходила на работу к этой женщине поговорить. Мы втроем сходили в гости к бабушке Сабрины, спросили ее позволения крестить внучку. Бабушка была в шоке, увидев на пороге священника, долго приходила в себя, но крестить все же разрешила. Из другой комнаты до нас доносились крики деда-язычника, и мы поспешили уйти.

 

Крестили Сабрину Серафимой. У Серафимы теперь появилось новое имя, ангел-хранитель и добрая фея мама-крестная. Живет она теперь в Аксарке. Помоги им обеим Господь.

Новый Порт

В поселковых домах культуры мы служили довольно часто. В Новом Порту была часовня, но из-за того, что отогреть ее так и не получилось, служили в ДК. Подвижничать мы не решились, потому что все втроем болели, да и люди бы не пришли. Потолок в часовне высокий, тамбура нет, батарей нет. Масляный обогреватель и тепловая пушка работали поочередно, пока не стал плавиться удлинитель, но внутри теплее не стало. Стоять в верхней одежде дольше 15 минут было сложно – ноги примерзали к полу. Поэтому, учитывая все «за» и «против», мы решили служить в ДК.

Здесь мы встретили больше отклика среди приезжих русских, чем среди коренных жителей. Времени на каждый поселок было мало: всего по 2-3 недели. В ходе бесед мы часто ссылались на лекции по Священному Писанию архим. Иануария (Ивлиева) и присылали его аудиозаписи бесед, прочитанных на радио «Град Петров».

Особо можно отметить еще два момента: поход к баптистам и нехватку еды. Баптисты в основном приезжие молдаване и украинцы. Пожалуй, самые религиозные люди поселка. С ними было интересно общаться, хотя в какой-то мере бесполезно с миссионерской точки зрения. Обсудили с ними переводы на ненецкий язык, проблемы людей поселка, их претензии к православию, затронули историю. Со знанием истории и культуры у них были серьезные проблемы. Как только я подводил к чему-то стоящему и конкретному, нам говорили, что от многого знания можно повредиться умом. Я переживал по поводу уровня своих знаний Священного Писания, но, поприсутствовав у них на собрании, понял, что безо всякой подготовки могу аргументировано использовать против их доктрин даже те фрагменты, которые они сами выбрали для проповеди – конечно же, опираясь на текстологию Нового Завета. Стоило перевести разговор с личных мнений в плоскость научной дискуссии с обязательной ссылкой на конкретное научное исследование – и все. Уровень образованности людей, считающих, что Синодальный перевод – самый талантливый перевод всех времен и народов, очевиден. Многие из присутствующих на беседе задумались о некоторых положениях, узнали для себя что-то новое. По поручению священноначалия связь с ними мы наладили.

А вот с едой было туговато. Готовить в столовой постную еду нам не могли. Изредка было что-то постное. В основном первое с мясом, курица, оленина... Для поддержки штанов кое-что ели, но в основном покупали готовые продукты в магазине. Что давали на требах – то на еду и уходило. Так что работали за еду.

Подводя итог, скажу, что самым интересным для нас было по приезду в Белгород узнать, что в общинах, которые мы создали в поселках, люди собираются вместе, читают Евангелие, молятся, изучают комментарии отца Иануария, выходят на связь и просят прислать им священника, чтобы причаститься.


Дневник миссионера. Запись первая: «Христос для них - один из духов-помощников»