«Христос для них - один из духов-помощников»


Русская Православная Церковь сегодня совершает свое служение не только в крупных городах и селах, но и в самых отдаленных уголках нашей страны, а иногда и за пределами ее границ.

В Церкви существует особый тип служения – миссионерство. Миссионер – это человек, исполняющий Великое поручение Иисуса Христа, переданное для нас в Евангелии от Матфея: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». (Мф. 28:16-20)

Для нас наличие в населенном пункте храма – обычное явление. Часто жители крупных городов и поселков даже имеют возможность выбора: к какому священнику пойти, где хор поет лучше или в каком храме теплее. Трудно представить, что существуют районы, где до ближайшего храма 500, а то и 800 километров. Проживающие там люди могли не только никогда не слышать о Христе, но и не выбраться за всю жизнь за пределы своего поселка даже в районный центр. Одним из таких загадочных и колоритных мест является полуостров Ямал, расположенный в Ямало-Ненецком автономном округе на Севере Российской Федерации.

Воспоминаниями о своем миссионерском опыте с порталом «Иисус» поделился священнослужитель Белгородской епархии, иерей Даниил Яковов, который был направлен председателем Синодального миссионерского отдела митрополитом Белгородским и Старооскольским Иоанном в миссионерскую командировку на Ямал.

Запись первая

«Вот так с двумя недописанными научными работами, беременной супругой и студентом семинарии мы сели на обычный поезд и отправились в миссионерское путешествие».

За три года до путешествия я познакомился в Москве на выставке «Русь православная» с Сергеем (помощником Салехардского владыки), и мы обсудили с ним возможность миссионерского сотрудничества епархии с Синодальным отделом. Даже не мог себе представить, что заниматься этим придется мне лично.

Весть о миссии для меня была полной неожиданностью: в конце текущего учебного года мне предстояло защищать магистерскую работу по богословию и дипломную по русскому языку в университете. Кроме того, с супругой мы ждали первенца.

Вот так с двумя недописанными научными работами, беременной супругой и студентом семинарии мы сели на обычный поезд и отправились в увлекательное пятидневное путешествие из Белгорода до Лабытнангов.

Во время экспедиции я старался вести миссионерский дневник, который можно найти по ссылке. Здесь же расскажу о самых интересных эпизодах, которые с нами произошли.

Архиерей

Одно из самых первых впечатлений в миссии – это встреча с Салехардским епископом Николаем (Чашиным). Жил он в комнатке на втором этаже домика при кафедральном соборе. На этом же этаже располагалась и его приемная, бухгалтерия и несколько рабочих кабинетов. Владыка поселил нас в строящемся домике на микрорайоне «Удача» в Салехарде. Из-за нехватки мебели кровать-сетка стояла рядом с обеденным столом, заменяя в рабочее время стулья. А на первой ступеньки лестницы лежал пакет, на котором кто-нибудь мог посидеть. Однажды к нам в домик зашел владыка. Он принес с собой фиников и попросил заварить чая. Мы стали суетиться, чтобы оказать должное почтение архиерею, но он, указывая на ту самую ступеньку, сказал: «Это у вас Ярослав (наш семинарист) тут сидит, наверное? Я тут пока посижу, не беспокойтесь». Этим владыка произвел на всех нас очень сильное впечатление. 

«Мы отслужили в доме культуры вечернее богослужение».

Между поездками он всегда вызывал меня к себе и подробно расспрашивал о трудностях и нуждах. Когда я сказал, что дети очень любят, когда я помазываю их благовониями, и попросил выделить их нам с епархиального склада, владыка достал из шкафчика в своем кабинете флакончик с иерусалимским нардом и отдал его мне. Из таких мелочей складывалось наше общение и мне было очень легко и приятно работать под руководством такого доброго пастыря.

Лития

Иногда были моменты, когда приходилось проявлять миссионерскую смекалку. Например, в поселке Сеяха. Там давно была маленькая деревянная часовня, и вот пришло время появиться храму. К нашему приезду там уже были стены, но не было света и отопления. Нам нужно было собрать общину и подключить храм.  До тех пор, пока электроэнергии в храме не было, богослужения совершались в доме культуры.  Очень большую поддержку оказали нам работники: библиотекарь научилась читать богослужебные тексты, а вокалист Ирина за 2 часа освоила песнопения всенощной и Литургии. Ирина – хороший профессионал, нотник, все схватывала на лету.  Но пела больше в академической манере, а не церковной. В конце ноября мы служили в доме культуры вечернее богослужение.  Чтобы научить людей полному чину Всенощного бдения, служили литию. Только у нас не было традиционных маленьких круглых булочек. Священник из Яр-Сале, который был в этой поездке с нами, принес буханку хлеба и вино на вечернюю службу.

Мы разломили хлеб на 5 частей и совершили литию. Людям, привыкшим к пышным и торжественным службам, это представить, наверное, сложно. Но для нас это было очень душевное богослужение: в поселковом доме культуры, соединенные любовью друг ко другу, в маленькой комнатке молились принявшие сегодня утром крещение люди, сотрудники клуба и два священника. Очень уютное, можно сказать, домашнее богослужение было.

Освящение квартиры

Находчивость и смекалку проявляли порой не только миссионеры, но и представители коренных народов. Однажды нас позвала освятить дом женщина-ненка.

«Пришлось сказать, что освящение – это такой обряд создания святилища».

Придя в дом, она сказала, что оставляет нас здесь, а сама идет к подруге и разрешает нам делать то, что нужно. Такого поворота мы не ожидали и сразу стали соображать, как повернуть ситуацию себе на пользу.

Оказалось, что у ненцев отношение к Христу как к одному из духов-помощников. Ему молятся, когда человек болен. И чтобы задобрить Иисуса – люди позволяют Ему прийти, сделать что Ему нужно и ждать, когда Он понадобится. Такой вариант обмена: мы тебя в дом пустим, а ты нас должен будешь лечить. Объяснять всю православную догматику не было ни времени, ни смысла… Пришлось сказать, что освящение – это такой обряд создания святилища. Мы посвящаем вашу собственность Богу и приглашаем его здесь жить, а взамен обещаем ему служить и другим богам больше не поклоняться и не служить. Если справимся – Господь будет нас хранить и оберегать. Образ получился понятный и женщина согласилась молиться вместе с нами и обещала в доме больше не курить и к языческим богам не обращаться. А как там на самом деле получилось – одному Богу известно.

Ненцы любят говорить то, что от них требуется, они даже верят сами в момент, когда говорят. Но это не мешает им с такой же легкостью поверить кому-то другому позже. Одна женщина спрашивала у отца Иоанна, не дурят ли ее, показывая письмо от колдуньи, в котором было написано, что на женщине порча и свести ее стоит 100 тысяч рублей. Все бы хорошо, если бы она раньше не перечисляла деньги, заподозрив обман только на третий раз.