Вознесение Асафа — почему важно не сдаваться


Левиты и скиния
Левиты и скиния
Источник: Wikimedia Commons

Кто такой Асаф

Асаф был одним из выдающихся левитов своего времени. Впервые мы встречаемся с ним в первой книге Паралипоменон. В шестой главе мы читаем: «Вот те, которых Давид поставил начальниками над певцами в доме Господнем, со времени поставления в нем ковчега. Они служили певцами пред скиниею собрания, доколе Соломон не построил дома Господня в Иерусалиме. И они становились на службу свою по уставу своему. Вот те, которые становились с сыновьями своими: из сыновей Каафовых — Еман певец… и брат его Асаф, стоявший на правой стороне его… А из сыновей Мерари, братьев их,— на левой стороне: Ефан…» (1 Пар. 6:31-47).

 

Как Асаф стал музыкантом

Из этих стихов мы видим, что Асаф был руководителем одного из трех хоров, в которых пели левиты. В другом месте этой же книги мы находим подобное описание происходящих событий: «Поставили левиты Емана, сына Иоилева, и из братьев его, Асафа, сына Верехиина, а из сыновей Мерариных, братьев их, Ефана, сына Кушаии» (1 Пар. 15:17). Интересно, что согласно пятнадцатой главе, это распределение произошло еще до постановления ковчега в доме Господнем: «И понесли сыновья левитов ковчег Божий, как заповедал Моисей по слову Господа, на плечах, на шестах. И приказал Давид начальникам левитов поставить братьев своих певцов с музыкальными орудиями, с псалтирями и цитрами и кимвалами, чтобы они громко возвещали глас радования. И поставили левиты…» (1 Пар. 15:15-17).

В другом месте этой же книги мы находим несколько иное описание происходящих событий. Мы читаем: «И принесли ковчег Божий, и поставили его среди скинии, которую устроил для него Давид, и вознесли Богу всесожжения и мирные жертвы. Когда Давид окончил всесожжения и приношение мирных жертв, то благословил народ именем Господа… и поставил на службу пред ковчегом Господним некоторых из левитов, чтобы они славословили, благодарили и превозносили Господа, Бога Израилева: Асафа главным, вторым по нем Захарию…» (1 Пар. 16:1-5). При этом Еман и Ефан не упоминаются. Дальше мы читаем: «В тот день Давид впервые назначил, чтобы Асаф и его братья пели благодарение Господу» (1 Пар. 16:7 перевод ESV).

Затем мы читаем пространный псалом (1 Пар. 16:8-36), и лишь после этого находим рассказ об участи Емана и Идифуна (Идифун — это, скорее всего, второе имя Ефана, одного из трех руководителей левитских хоров). Мы читаем: «Давид оставил там, пред ковчегом завета Господня, Асафа и братьев его, чтоб они служили пред ковчегом постоянно, каждый день, и Овед-Едома и братьев его, шестьдесят восемь человек; Овед-Едома, сына Идифунова, и Хосу — привратниками, а Садока священника и братьев его священников — пред жилищем Господним, что на высоте в Гаваоне…  и с ними Емана и Идифуна и прочих избранных, которые назначены поименно, чтобы славить Господа, ибо навек милость Его. При них Еман и Идифун прославляли Бога, играя на трубах, кимвалах и разных музыкальных орудиях; сыновей же Идифуна поставил при вратах» (1 Пар. 16:37-42).

 

Кто, куда и когда был назначен 

Вероятнее всего, изначально (возможно, еще до перенесения ковчега) Еман, Асаф и Ефан были наравне друг с другом назначены руководителями трех левитских хоров. Однако после перенесения ковчега их должности стали разными. Из 1 Пар. 16:37-42 мы видим, что Асаф был оставлен в Иерусалиме и нес служение непосредственно при ковчеге Завета — главной святыней Израиля тех времен. Еман был поставлен служить пред жилищем Господним, что на высоте в Гаваоне. Ефан (Идифун) и его потомки же были поставлены привратниками. Вполне вероятно, что часть их несла служение в Иерусалиме, а часть в Гаваоне.

 

«Карьерный рост» Асафа 

Мы видим, что изначально Асаф был избран наравне с Еманом и Емафом. Однако впоследствии он был удостоен значительно большей привилегии — служить непосредственно при ковчеге Завета. Другие места Священного Писания подтверждают тот вывод, что Асаф был удостоен особой участи. Только псалмов Асафа в Священном Писании содержится больше десятка (12 псалмов). Для сравнения: псалмов, связанных с именем Идифуна (Ефана) только три, но даже в этих случаях псалмы скорее приписываются Давиду (38 и 61) и Асафу (76). Еману приписывается один псалом (87), но возможно, что речь идет о другом Емане. Впоследствии, во времена Второго храма, только сыновья Асафа упоминаются среди возвратившихся из плена левитов-певцов (Езд. 2:41; Неем. 7:44). Логично предположить, что именно благодаря примеру своего праотца Асафа его потомки спустя века хранили благочестивые традиции. И таким образом их потомство оставалось верным Богу настолько, что их память увековечена в Священном Писании.

 

Как использовать пример Асафа

Апостол Павел пишет: «Братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15:58). Живя христианской жизнью, мы устаем и не можем постоянно оставаться на высоте. Господь не запрещает нам отдыхать — однако отдых ни в коем случае не должен быть связан с уклонением в беззакония или греховные удовольствия. Даже отдых христианина должен в той или иной мере соответствовать преуспеянию в деле Господнем. Поэтому так важно не ослабевать в духовной жизни. Асаф не просто так был избран на служение при ковчеге Завета. Очевидно, он чем-то отличался от своих-собратьев — возможно, больше трудился, больше стремился к Богу. Это не означает, что у него не было дней, когда хотелось опустить руки и заниматься чем попало. В своем псалме (72-ой псалом) он искренне признается, что в его жизни были греховные падения, однако это не изменило его жизненного принципа: «Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле» (Пс. 72:25). Иными словами, даже после падений Асаф по-прежнему устремлялся к Богу и преуспевал в деле Господнем.

В послании к Галатам апостол Павел пишет: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет… Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал. 6:7, 9). Когда мы живем добродетельно, но все равно не видим плодов — важно не ослабевать. Жатва обязательно придет. И если даже среди трудных дней мы будем стараться, то сможем пожать обильные плоды, которые даже превзойдут ожидания. И даже если мы падем под тяжестью искушений, будем подниматься и снова преуспевать в деле Господнем. Ведь как показывает пример Асафа, милости Господни велики, и в свое время Он обязательно выделит тех, которые неустанно трудятся для Него.

Читайте также: Левиты — чем больше привилегий, тем больше ответственности.