Пять «верных слов» апостола Павла


Апостол Павел и Архангел Гавриил. Фреска собора Христа Спасителя в Цаленджихе, Грузия
Апостол Павел и Архангел Гавриил. Фреска собора Христа Спасителя в Цаленджихе, Грузия
Источник: Демид / Fotoload

Одна из особенностей пастырских посланий апостола Павла (Первое и Второе послания к Тимофею, Послание к Титу) заключается в использовании выражения «верное слово» (πιστὸς ὁ λόγος). «Верное» — это слово, заслуживающее полного доверия. 

 

Зачем выделять «верные слова» 

Апостол Павел пишет, что «всякое Писание боговдохновенно и полезно: оно помогает учить, обличать, исправлять, наставлять, как жить честной жизнью» (2 Тим. 3:16 CRV). Можно сказать, что «всякое Писание» является «верным словом». Как же нам быть с тем, что апостол выделяет некоторые тексты своих посланий как «верное слово»? Иисус Христос сказал: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:23). Этими словами Спаситель засвидетельствовал в том числе и то, что в Законе не все одинаково — есть «важнейшее». Возможно, выражение «верное слово» также указывает те истины, которые можно отнести к «важнейшим». 

Приведем все пять случаев использования этого выражения и проанализируем их:

 

1. «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1:15). 

Мы так свыклись с тем, что Иисус Христос пришел спасти грешников, что нелегко заметить, насколько нам трудно принять эту истину. Уже реакция религиозной элиты времен Спасителя показывает, как трудно нам принять такое «верное слово»: «Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками?» (Лк. 5:30). 

Мы видим, что пришествие Спасителя с целью спасения грешников вызывало даже ропот. Возможно, если бы мы сейчас увидели, как Иисус Христос пошел в какое-то неприличное место к грешникам, тоже бы возмутились. Но Он пришел, чтобы спасти именно грешников. Как только мы перестаем считать себя грешниками, мы волей-неволей свидетельствуем, что не нуждаемся в Спасителе. Поэтому нужно благодарить Бога, а не роптать и возмущаться, когда Он по милости приводит к Себе и таких грешников, о которых мы склонны думать: «Для таких-то и существует ад».

 Читайте также: О чем апостол Павел молился днем и ночью.

 

2. «Телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей. Слово сие верно и всякого принятия достойно» (1 Тим. 4:8-9). 

В другом послании апостол Павел пишет: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12). Но тем не менее, благочестивая жизнь действительно делает человека счастливым и полноценным уже здесь, еще до перехода в вечность. Об этом хорошо свидетельствует книга Притчей и примеры жизни святых. 

 

3. «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2 Тим. 2:11-13).

Может показаться, что в этих словах содержится банальная истина. Но на самом деле, и это «верное слово» нам нелегко принять. Когда мы проходим через горнило испытаний, то нередко сталкиваемся с ощущением, что Бог «покинул» нас. Трудно надеяться, что Он с нами, что мы действительно будем царствовать с Ним. И особенно трудно принять то, что даже вопреки нашим падениям и нашей неверности, «Он все равно пребывает верным». Он не изменит Своей доброте и не откажется любить нас, хотя мы постоянно огорчаем Его своими грехами. Нам проще верить, что Он меняет Свое отношение к нам, чем принять то, что Его верность не зависит от наших поступков.

Читайте также: Солнце взойдет. Два наставления о свете и мраке в душе.

 

4. «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни. Слово это верно» (Тит. 3:5-8). 

Все религии, кроме христианства, объединяет следующее: человек должен что-то сделать, чтобы получить награду от бога. И только христианство учит, что наш Бог спас нас не потому, что мы что-то «сотворили, а по Своей милости». Но даже христианам нелегко принять всю ту милость и благодать, которую Бог предлагает нам. Он спас Он, чтобы еще больше изливать на нас Свои милости, когда мы делаемся наследниками вечной жизни.

 

5. «Женщины, поскольку они детей рожают, спасены будут, если, конечно, останутся в вере, любви, святости и целомудрии. Слово это верно» (1 Тим. 2:15-3:1 RBT).

Исследователи предлагали разные толкования данного текста. Приведем толкование святого Иоанна Златоуста, которого и будем придерживаться: «Действительно, если рождаемые тобою дети получат надлежащее воспитание и твоим попечением наставлены будут в добродетели, то это будет началом и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственный добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспитание». 

Воспитание детей неразрывно связанно с недосыпанием, недоеданием и тому подобными аскетическими практиками, не говоря уже о переживаниях, которые испытывают матери не только в процессе воспитания детей, но и после их взросления. Мы привыкли думать, что только преподобные и монахи получат награду за свои аскетические подвиги. Поэтому трудно принять, что за аскезу, которая неразрывно связанна с рождением и воспитанием детей, Господь особо наградит матерей. 

Это единственное «верное слово», которое обращено не ко всем, а только к определенной группе людей — женщинам. Возможно, в православной традиции оно особо актуально. Посещая богослужения, прославляя Божиих угодников, мы почти никогда не восхваляем подвиг рождения и воспитания детей (исключение составляет разве что Пресвятая Дева Мария, но даже Матерь Господа для большинства является примером и призывом к девственному образу жизни). Поэтому подвиг материнства может показаться чем-то обыденным, не заслуживающим особого внимания. Но мы видим, что Святой Дух через апостола Павла свидетельствует, что такое служение — особо важно. Будем и мы почаще напоминать себе это «верное слово», которое Бог через апостола Павла оставил для всех поколений.

 

Итог 

Будем помнить и остальные «верные слова», которые Бог запечатлел на все века через апостола Павла. Будем напоминать себе, что Иисус Христос пришел в этот мир спасти грешников (1 Тим. 1:15). Он спас нас не потому, что мы старались, а исключительно по Своей милости, и Он сделал это для того, чтобы еще больше изливать на нас Свои милости, когда мы делаемся наследниками вечной жизни (Тит. 3:5-8). Поэтому нам так важно посвятить себя целиком благочестивой жизни, тем более, что она и здешнюю жизнь делает более полноценной (1 Тим. 4:8-9). И таким образом, терпя здесь скорби, мы и воцаримся с Господом в будущей жизни. Но даже когда мы падаем и у нас не все получается, не будем отчаиваться — Он все равно остается верным нам (2 Тим. 2:11-13).

С другими статьями автора можно ознакомиться на его телеграм-канале.