Псалом 10 — подсказка, как вести себя в трудной ситуации


Христос Иперагафос (Преблагой). Мозаика церкви Богородицы Паммакаристос (Всеблаженной) в Константинополе. XIV век
Христос Иперагафос (Преблагой). Мозаика церкви Богородицы Паммакаристос (Всеблаженной) в Константинополе. XIV век
Источник: Демид / Fotoload

10.1 На ГОСПОДА уповаю; как же вы говорите душе моей: «улетай на гору вашу, как птица»?

10.2. Ибо вот, нечестивые натянули лук, стрелу свою приложили к тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем.

10.3 Когда разрушены основания, что сделает праведник?

10.4 ГОСПОДЬ во святом храме Своем, ГОСПОДЬ, — престол Его на небесах, очи Его зрят; вежды Его испытывают сынов человеческих.

10.5 ГОСПОДЬ испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его.

10.6 Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер — их доля из чаши;

10.7 ибо ГОСПОДЬ праведен, любит правду; лицо Его видит праведника.

 

Особое имя Бога

Написание слова «Господь» заглавными буквами здесь не случайно. Таким образом указано, что в оригинале используется заветное имя Бога יהוה, (предположительно читается как «Ягве»), с которым Он открылся Моисею. Псалмы в оригинале используют разные имена Бога в разных контекстах. Это важно: если мы обращаемся к Богу как «Господу», то акцент главным образом стоит на том, что Он Господин, Повелитель. Если же мы обращаемся к Богу как к יהוה, то предполагаются такие ассоциации: «человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Исх. 34:6). А также верный Своему Завету, поскольку это имя Бога непосредственно связанно с Его вступлением в завет с Моисеем.

Читайте также: Самое страшное имя Бога. Совет Иоанна Златоуста против врагов

Что сказано?

Одна из сложностей этого псалма заключается в прямой речи, которая вводится в первом стихе. Согласно Синодальному переводу, она тут же и заканчивается. Однако значительное количество других переводов предполагают, что прямая речь заканчивается третьим стихом. Автор настоящей статьи придерживается именно последнего варианта.

 

Что за гора?

Следующая сложность связанна с «горой вашей». Значительная часть переводов, внося некоторые изменения в текст оригинала с опорой на перевод Септуагинты, предложили вариант, который всем хорошо известен из церковнославянского перевода: «улетай на гору как птица». В древнееврейском оригинале здесь отсутствует «как», и поэтому буквально последнюю часть стиха можно перевести следующим образом: «Улетай на гору вашу, птица». Как же согласовать и понять эту часть стиха?

Важно отметить, что в псалмах мы иногда встречаем переход от множественного числа к единственному и обратно, речь при этом идет об одной и той же группе людей. Например, в седьмом псалме: «Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю; спаси меня от всех гонителей моих (множественное число) и избавь меня; да не исторгнет он (единственное, хотя речь идет о предыдущей группе людей), подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего». (Пс. 7:2–3). Дальше в этом псалме мы встречаем подобную ситуацию: «Пусть враг (единственное число) преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою и славу мою повергнет в прах. Восстань, Господи, во гневе Твоем; подвигнись против неистовства врагов (множественное число) моих» (Пс. 7:6-7). Предположительно такой переход свидетельствует о конкретизации, о выделении одного из группы.

 

Кто говорит?

Важно задать еще один вопрос: кто обращается с такими словами к псалмопевцу? Некоторые исследователи предположили, что речь идет о друзьях псалмопевца. Но автору настоящей статьи более убедительным предоставляет взгляд, что такой «совет» ему дали грешники, его враги. Такое предположение следует из того, что слова носят характер скорее насмешки и издевательства, чем дельного совета. Сравнивая с псалмопевца с птицей, «советчики» тотчас говорят ему, что улетать бессмысленно, поскольку «нечестивые уже натянули лук, стрелу свою приложили к тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем». Они хотят показать псалмопевцу всю отчаянность и обреченность его положения: оставаться нет смысла, поскольку основания уже разрушены 1Слово «основы» является образным для обозначения установленных обычаев, законов и образа жизни на земле. Это относится к основам общества, к вещам, на которых строится. Таким образом, разрушенные основы является указанием на анархию, которая воцарилась вследствие преуспеяния нечестивых. См.: Ross, Allen P. Commentary on the Psalms. Volume 1. Grand Rapids, 2011. Р. 340, улетать также нет смысла, потому что охотники уже натянули лук и выслеживают ее.

Смотрите также: Псалом от бессилия и псалом для силы.

Выяснив это, вернемся к «горе вашей». Предположительно, псалмопевец был с группой единомышленников, и нечестивцы с издевкой советуют им убегать в «ваши горы», то есть в места, где живут праведники. А поскольку сам псалмопевец был лидером этой группы, то они и выделяют его, называя «птицей» и тем самым указывая на то, что даже и он обречен, не говоря уж о его друзьях. «Ваши» в данном случае указывает на противостояние между праведниками и нечестивыми — противостояние, которое составляет доминирующую тему данного псалма.

 

Что делать?

Выход псалмопевца из ситуации прост по своему содержанию, но труден в исполнении: «На Господа уповаю». Изложив издевки нечестивцев, псалмопевец рассказывает, как ему удается не только противостоять, но даже побеждать в этих отчаянных условиях. Его внимание предельно сконцентрировано на Боге, он готов уловить малейшие Его движения. А поскольку «Господь по-прежнему во святом храме Своем», то псалмопевец не только пренебрегает издевками нечестивых, но даже и предрекает им суд.

Мы по своему опыту знаем, как не легко всецело уповать на Бога. Когда складываются непредвиденные обстоятельства, когда трудности словно преследуют нас, мы часто начинаем искать выход не только в Боге. Духовная же зрелость псалмопевца впечатляет. Под угрозой смерти, окруженный процветающими нечестивцами, он не ищет спасения, а смело исповедует, что Господь по-прежнему сидит на престоле и поэтому и он не собирается покидать своего места.

Обращаясь к оригиналу, мы можем увидеть подсказку, как ему удалось стоять на такой высоте. Все упоминания Господа в данном псалме носят эмфатический (особо выразительный) характер. Иными словами, акцент не на псалмопевце, и даже не на его надежде, а именно на Господе. И важно даже не то, где именно Господь находится (в храме, на престоле), а то, что именно Господь на престоле.

Концентрация на Боге — «человеколюбивом и милосердном, долготерпеливом и многомилостивом» — помогла псалмопевцу победить. Важен и последний акцент псалмопевца на том, что Господь праведен. Принимая таким образом, что Бог на его стороне, псалмопевец снова и снова утверждал свою надежду на Господа.

 

Итог

Пусть же Господь поможет нам больше размышлять о Нем, Его характере и Его личности, чтобы, совершенствуясь в любви к Нему, мы тоже смогли проходить трудности без колебаний, всецело предаваясь Господу.

Читайте также: Как нам не падать при искушениях? Ответ Христа.