Первосвященник Илий — архиерей, которого оставил Бог


Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, «Смерть Илия»
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, «Смерть Илия»
Источник: Wikimedia Commons

Даже высокое положение в Церкви не убережет неправедного человека от Божиего гнева. Докажем это, продолжая рассматривать историю Илия, ветхозаветного первосвященника и судьи.

Духовная слепота

Когда Писание повествует нам о призвании Самуила, то немало внимания в нем уделено и Илию. «И было в то время, когда Илий лежал на своем месте, — глаза же его начали смежаться, и он не мог видеть, — и светильник Божий еще не погас, и Самуил лежал в храме Господнем, где ковчег Божий» (3:2–3 1Цар.1Все ссылки в этой статье будут относиться к этой книге). Сравнение местонахождения Илия (месте своем) и Самуила (в храме Господнем, где ковчег Божий) подсказывает нам, что Господь отвергает Илия и избирает Самуила. Указание на то, что Илий уже не мог видеть (будь то ввиду того, что он почти уснул, как в Синодальном переводе, или потому, что он уже почти ослеп, как в других переводах) явно указывает, что его духовная слепота по-прежнему усугубляется. На фоне того, что Илий «не мог видеть», упоминание про «светильник Божий, который еще не погас», подсказывает нам, что Илий упустит что-то важное.

Читайте также: Первосвященник Илий. Последствия соучастия в грехах.

Дальше автор первой книги Царств описывает, как Илий упускает это важное. Господь призывает Самуила, однако «Самуил еще не знал тогда голоса Господа, и еще не открывалось ему слово Господне» (3:7). Он бежит к Илию, словно тот его звал. И здесь мы еще больше понимаем, почему Самуил не служил Господу и Илию, а только «Господу при Илии» (2:11; 3:1). За эти годы совместного служения Илий так и не смог познакомить Самуила с голосом Господа. И сам Илий настолько уже ослеп духовно, что трижды отправлял Самуила спать, прежде чем понял, что это Господь призывает того. То, что Илий еще больше деградировал духовно, видно и из того, что Господь уже не обращается к нему, как это было раньше (2:27–36), а через Самуила возвещает ему свой суд:  «<…>Я исполню над Илием все то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу; Я объявил ему, что Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их; и посему клянусь дому Илия, что вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек» (3:12-14).

Деградация Илия явно контрастирует со все большим и большим преуспеянием Самуила (2:11, 18, 26; 3:19–20).

 

Смирение — не всегда хорошо

Когда Самуил возвестил суд Господень Илию, тот ответил следующими словами: «Он — Господь; что Ему угодно, то да сотворит» (3:18). И хотя в этих словах можно увидеть немалую долю смирения, однако его ответ скорее выражает холодное равнодушие. Известно, что когда Господь заключил утробу Анны, она приняла это как вызов и пыталась изменить решение Господа. И она засвидетельствовала затем Илию, как Господь чудесно поступил с ней и изменил свой суд (1:26-28). Поэтому трудно предполагать, что ответ Илия в данном случая является примерным. В предыдущей статье мы отметили, что он остался безучастен к чуду, произошедшему по молитве Анны. Здесь мы видим подобную ситуацию.

 Читайте также: Анна, мать Самуила. Что мы упускаем, читая ее историю в переводе?

Попытка использовать Бога и наказание смертью 

Последнее событие, в котором Писание упоминает Илия — это битва израильтян с филистимлянами и непосредственно его смерть. На битве присутствовали «Офни и Финеес, два сына Илия». Когда израильтяне потерпели поражение, «один Вениамитянин побежал с места сражения» и возвестил Илию о случившемся. Автор первой книги Царств отмечает, что Илий уже ослеп телесно (4:15), что было ожидаемо, учитывая постепенный его прогресс в духовной слепоте. Другие детали этого повествования также заслуживают пристального внимания. Писание сообщает, что «когда пришел вестник, Илий сидел на седалище при дороге у ворот и смотрел, ибо сердце его трепетало за ковчег Божий» (4:13). Смерть Илия описана так: «Когда вестник упомянул о ковчеге Божием, Илий упал с седалища навзничь у ворот, сломал себе хребет и умер» (4:18). Тот факт, что он переживал за ковчег Божий и упал, услышав весть именно о пленении ковчега, а не смерти своих сыновей, может свидетельствовать о том, что Господь все же занимал важное место в его сердце. Однако мы предполагаем, что это не так.

Вспомним, что ковчег Завета не мог попасть на поле сражения без ведома и согласия Илия. Он был первосвященником, и доступ к ковчегу был строго-настрого воспрещен кому-либо кроме него. И Писание ничего не говорит о том, что Господь повелел взять ковчег на поле сражения. Скорее наоборот, из Писания мы видим, что это была идея людей, которые таким образом хотели выиграть сражение (4:3–4). И мы осознаем, что Илий согласился выдать ковчег. Можно предположить, что это была его отчаянная попытка заставить Господа действовать в своих интересах. Слепота Илия достигает кульминации: Господь оставил его, даже свой суд Он возвещает ему не лично, а через Самуила, но Илий этого не замечает. Вероятно, когда он услышал, что ковчег пленен, то понял, что Господь оставил его, но уже не смог справиться с этим осознанием. Слишком много провалов случилось в его жизни. И учитывая, что он не извлекал из них никаких уроков, а только все больше и больше прогрессировал в своей духовной слепоте, очередной провал стал для него роковым.

Скорее всего, история Илия останется актуальной на все времена. Оказывается, быть на высшей ступени иерархии, однако в реальности быть далеким от Господа. Мы видим, что такой человек может не знать Бога и быть настолько духовно слепым, что не будет замечать его очевидных действий. Более того, такие люди могут унижать настоящих рабов Божиих, считая их грешниками. Пусть же Господь Сам откроет нам глаза и поможет избавиться от слепоты духовной.

Читайте также: «Чаша нечестивцев» — как грешники соблазняют праведников в 72-м псалме.