Можно ли молиться о чуде? Часть вторая: когда можно и нужно просить


Войска Гедеона, художник Педро Орренте
Войска Гедеона, художник Педро Орренте
Источник: Wikimedia Commons

Сама по себе просьба, чтобы Бог подтвердил знамением Свое благоволение — это не грех. Сам Моисей после того, как люди согрешили, молил Бога, чтобы Он не оставил Свой народ и продолжал идти вместе с ним. Пророк обратился к Богу следующими словами: 

«Если не пойдешь Ты Сам, то и не выводи нас отсюда, ибо по чему узнать, что я и народ Твой обрели благоволение в очах Твоих? Не по тому ли, когда Ты пойдешь с нами? Тогда я и народ Твой будем славнее всякого народа на земле» (Исх. 33:15-16).

Мы видим, что присутствие Бога среди народа неразрывно связанно с особым возвеличиванием последнего. Как отмечает Моисей, это единственный признак, по которому они смогут узнать, что Бог действительно с ними. И Господь ответил на это прошение Моисея, таким образом подтвердив, что оно ему угодно. Он также подтвердил, что знает Моисея по имени и благоволит ему. 

Поэтому, когда мы молимся, чтобы Господь дал нам знамение и тем подтвердил, что Он благоволит к нам, мы необязательно искушаем Его этим. Искушение начинается, когда Господь уже неоднократно показал нам, что Он беспокоится о нас, благоволит к избранному пути, а мы при очередных трудностях начинаем роптать и сомневаться в Божием промысле. 

Из примера Моисея и древних израильтян понятно, что можно: 

  • Просить Бога, чтобы Он подтвердил знамением Свои слова;
  • Просить, чтобы Бог подтвердил знамением Свое прощение и благоволение, если мы покаялись.

 

Читайте также: можно ли молиться о выигрыше?

 

Примечательно, что когда ветхозаветный судья Гедеон просил знамение, что Бог его рукою спасет Израиль — Господь исполнил его прошение. Однако Гедеону этого оказалось недостаточно, и он попросил еще одно знамение с той же целью. Во второй раз он молился так: «не прогневайся на меня, если еще раз скажу и еще только однажды сделаю испытание над шерстью» (Суд. 6:39). Можно предположить, что Гедеон осознавал, что его поступок может быть расценен как «искушение Господа», и поэтому был осторожен. Но Господь снизошел к нему и исполнил его прошение. Тем самым Он призывает нас не забывать, что знает наши немощи и готов их понести, лишь бы мы приходили к Нему с ними.

Существуют также опасности, с которыми мы можем столкнуться, получая от Бога знамение. Об этом мы читаем в Евангелии от Иоанна (Ин. 6). После чудесного насыщения огромного количества людей Иисус Христос удалился от них, поскольку они хотели сделать Его царем. Но когда они Его нашли, Он сказал им:

«Истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились» (Ин. 6:26).

Прошло совсем немного времени, и вот люди снова попросили Его сотворить знамение (Ин. 6:30). Господь сотворил им чудо, но они увидели в этом только исполнение своих желаний и поэтому упустили суть. Мы также можем получить от Бога чудо, но оно должно приближать нас к Богу, а не просто радовать исполнением желания. Благодаря чудесам мы можем еще больше укрепится в вере — но если этого не происходит, мы рискуем уподобиться евреям и начать искушать Господа. 

Таким образом, молиться о чуде не только можно, но и необходимо. Однако не стоит забывать, зачем Господь посылает чудеса.

Читайте также: можно ли молиться о чуде? Часть первая: когда это грешно.