Можно ли молиться о чуде? Часть первая: когда просить о чуде — грех


Ремон Лафаж. Моисей добывает воду из камня
Ремон Лафаж. Моисей добывает воду из камня
Источник: Wikimedia Commons

Слова «чудо» и «знамение» являются синонимами. В пределах данной статьи под «чудом» имеется в виду любое сверхъестественное вмешательство, а под «знамением» — вмешательство с целью что-то доказать, продемонстрировать (например, чью-то правоту). Таким образом, «чудо» более широкое понятие и включает в себя «знамение» В рамках данной статьи это различие важно учитывать. Можно ли молиться о чуде? Ответ однозначно положительный. Однако в Писании мы находим довольно интересные нюансы относительно данной темы.

Отметим притчу о богаче и Лазаре. Когда богач попросил Авраама, чтобы Лазарь явился его братьям и рассказал о мучениях в аду, чтобы те покаялись, патриарх ответил: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:31). Примечательно, что за глаголом «поверят» в оригинале стоит πεισθήσονται (базовое значение глагола πείθω — убеждать). Таким образом, в данном стихе речь не идет о вере. Это случай крайнего скептицизма, когда даже чудеса не убеждают человека поменять свои взгляды. 

В Евангелии от Иоанна мы читаем историю о том, как царедворец попросил Иисуса исцелить сына. Спаситель сказал ему: «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» (Ин. 4:48). Наверное, чаще всего эти слова рассматриваются в негативном ракурсе. Иисус Христос обличает человека в том, что он стремится получить чудо, а ведь главное — это верить. Но перечитывая Евангелие от Иоанна, мы видим обратную картину. Первое чудо, совершенное Иисусом, послужило тому, что «уверовали в Него ученики Его» (Ин. 2:11). Последнее чудо — воскрешение Лазаря — заставило многих иудеев уверовать в Иисуса (Ин. 11:46). Более того, перед воскрешением Лазаря, Спаситель Сам сказал ученикам, что допустил смерть Лазаря «дабы вы уверовали» (Ин. 11:15). Таким образом, слова Спасителя: «вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» скорей являются констатацией факта. Человеку необходимо божественное вмешательство, чтобы уверовать. 

Другие евангелисты также подчеркивают особое значение чудес в жизни человека. Так мы читаем, что Иисус Христос, обличая нераскаявшиеся города, произнес:

«Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! Если бы в Тире и в Сидоне свершились те чудеса, какие свершились у вас, они давно бы, в рубище и пепле, отвратились от грехов» (Мф. 11:21; Лк. 10:13).

Благодаря чудесам целые города могли бы обратиться к Богу и значительно продлить свое существование. Почему же тогда чудеса не были явлены в этих городах — это отдельный вопрос.

Отметим заповедь Божью: «не искушай Господа Бога твоего» (Втор. 6:16; Мф. 4:7). Помня, что именно ее процитировал Иисус Христос в ответ на предложение броситься вниз с храма, складывается впечатление, что нельзя просить Господа о чудесном вмешательстве. Но контекст помогает нам понять: речь идет о том, что нельзя грешить или совершать что-то безумное и ожидать, что Бог убережет от последствий. Цитирование этой заповеди в другом месте также подтверждает тот вывод, что она не запрещает просить Бога о чуде. Так, когда царь Ахаз сослался на эту заповедь Божию и отказался просить знамение, то он был обличен за это пророком Исаией (Ис. 7 гл.). Можно возразить, что Ахазу было повелено просить о знамении. Но нам также заповедано молиться о знамении. Господь на все века оставил молитвенное обращение к Нему следующим прошением: «сотвори со мною знамение во благо, чтобы увидели ненавидящие меня и постыдились, ибо Ты помог мне и утешил меня» (Пс. 85:17). 

Читайте также: Кто такой Эммануил? Толкование пророчества царю Ахазу

Важно также отметить контекст, в котором изначально была дана эта заповедь. «Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе» (Втор. 6:16). О том, как евреи искушали Господа в Массе, мы читаем в 17 главе книги Исход. Там им нечего было пить, и они начали укорять Моисея. Тот помолился Богу, и Он чудесным образом напоил народ. И в конце этой истории мы читаем: «И нарек (Моисей) месту тому имя: Масса и Мерива, по причине укорения сынов Израилевых и потому, что они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет?» (Исх. 17:7) 

В чем же заключалось искушение Господа? Наиболее очевидный вариант звучит так: нельзя просить знамения, чтобы убедиться, что Господь с нами. Нужно жить свято и всегда верить, что Бог с нами, несмотря на обстоятельства. А вот если просить, чтобы Бог подтвердил это какими-то знамениями — значит, грешить, «искушая Господа». В целом, так оно и есть. Евреи в то время видели более чем достаточно знамений, которые указывали, что Бог с ними: казни египетские, освобождение от рабства, переход через Красное море, изменение горьких вод в Мерре, чудесное насыщение манной. Однако очередная трудность вызвала у них упреки и неверие Богу, за которые они и были осуждены.

Читайте также: Как поверить в Христа без чудес?