Мессия родится в Вифлееме. Изучаем контекст пророчества Михея об этом событии
Когда книжники зачитали Ироду пророчества Михея, они ограничились лишь географическим обозначением места, где надлежит родиться Мессии. Вполне вероятно, что евангелист Матфей, который хорошо знал Писание, имел в виду и контекст этого пророчества, когда записал его в повествовании о Рождестве Иисуса Христа. Перейдем к непосредственному анализу этого контекста, чтобы еще глубже вникнуть в сокровища Священного Писания — и узнать, как слова пророчеств относятся к нам самим.
Дары Мессии
После цитируемых книжниками слов в книге пророка Михея мы читаем:
«Которого (т.е. Мессии) происхождение из начала, от дней вечных. Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли. И будет Он — мир (Мих. 5:2-5)».
Последние два стиха описывают то благополучие, которое принесет Мессия. В целом они понятны, однако третий стих оставляет немало вопросов. Первостепенно отметим слово «посему», которые указывает на причинно-следственную связь. Чтобы было легче увидеть проблематику, сократим предыдущий стих, своими словами выразив его суть, и соединим с последующим:
«Мессия родится в Вифлееме, посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их».
Какая же здесь связь?
Что имеется в виду под «родит имеющая родить»? Можно встретить предположение, что речь идет о Пресвятой Деве Марии. Такое толкование скорей можно отнести к аллегорическому, поскольку оно игнорирует контекст книги пророка Михея. Дело в том, что в книге пророка Михея мы встречаем «рождающую» в предыдущей главе:
«Для чего же ты ныне так громко вопиешь? Разве нет у тебя царя? Или не стало у тебя советника, что тебя схватили муки, как рождающую? Страдай и мучься болями, дщерь Сиона, как рождающая, ибо ныне ты выйдешь из города и будешь жить в поле, и дойдешь до Вавилона: там будешь спасена, там искупит тебя Господь от руки врагов твоих» (Мих. 4:9-10).
Несмотря на угрожающую военную опасность1Возможно, имеется в виду нашествие Сеннахирима при царе Езекии, во время которого пророчествовал Михей — Мих. 1:1, 4 Цар. 19, Господь призывает свой народ к спокойствию. Но в то же время ввиду последующего Вавилонского плена2Он произошел уже после пророческого служения Михея. Последний царь, при котором Михей нес свое служение — Езекия, а плен последовал при Седекии. Он призывает Свой народ страдать и мучиться родовыми болями. Этот контекст помогает нам понять, какая рождающая имеется в виду в анализируемых стихах.
Используя парафраз, мы получаем примерно следующее их значение:
«Мессия родится в Вифлееме, посему Господь оставит Свой народ до времени, доколе не окончится Вавилонский плен для дочери Сиона. Он будет для нее словно муки для рождающей женщины. После этого возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их».
Пророк Исаия так описывает последствия рождения дочери Сиона (вероятно, что речь также идет о Вавилонском плене):
«Как беременная женщина, при наступлении родов, мучится, вопит от болей своих, так были мы пред Тобою, Господи. Были беременны, мучились — и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали» (Ис. 26:17-18).
Исполнение Божиих обетов
Иными словами, Вавилонский плен по сути ничего не произвел в богоизбранном народе. Конечно, нельзя сказать, что он не оказал никакого положительного влияния: тому, сколько благодеяний было получено благодаря Вавилонскому плену, можно посвятить отдельный труд. Речь идет о том, что те обетования, которые Господь даровал Своему народу, отправляя его в плен, дочь Сиона так и не родила. Чтобы наглядно увидеть, о чем идет речь, достаточно прочесть 54-ю и 60-ю главы книги пророка Исаии. Здесь приведем лишь некоторые стихи:
«И будут всегда отверсты врата твои… чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их. Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, — погибнут, и такие народы совершенно истребятся» (Ис. 60:11-12).
«Вот, Я положу камни твои на рубине и сделаю основание твое из сапфиров; и сделаю окна твои из рубинов и ворота твои— из жемчужин, и всю ограду твою— из драгоценных камней» (Ис. 54:11-12).
В книге пророка Иеремии можно прочесть 30-33 гл., чтобы убедиться в том, что эти Божии обетования не исполнись после возвращения евреев из плена в 539 г. до Р. Х. После возвращения из плена жизнь еврейского народа была жалкой и вовсе не походила на те обетования, которые Господь им даровал.
Когда же эти обетования исполнились? Ответ очевиден: в том Царстве Божием, которое Иисус Христос принес на землю. Поэтому можно сказать, что окончательное искупительное возмещение Вавилонского плена — это ни много ни мало само Боговоплощение. Дочь Сиона, страдая и мучаясь болями, как рождающая, в конечном итоге получила сверх ожидаемого — рождение Мессии. Возвращение из плена в 539 г. до Р. Х. было лишь незначительным залогом тех благодеяний, которые Господь потом излил.
Также мы видим, что «возвращение к сынам Израиля и оставшихся их братьев» становится не воссоединением двух царств — Северного и Южного, а воссоединением язычников с евреями. Это событие было настолько уникальным, что даже апостолы после Сошествия Святого Духа нуждались в особом откровении, чтобы принять то, что язычникам дал Бог покаяние в жизнь (Деян. 10; Деян. 11:18).
Теперь, когда проанализированы образы, которые использует пророк Михей, прочтем снова его пророчество:
«Мессия родится в Вифлееме, посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их».
Теперь мы понимаем, в чем причинно-следственная связь между рождением Мессии и последующим стихом. Боговоплощение происходит как следствие тех страданий, которые терпел богоизбранный народ. Дочь Сиона, истерзанная скорбями и болями, наконец-то рождает.
Можно предположить, что контекст, в котором евангелист Матфей приводит эти слова, также дает определенные намеки. Книжники приводят это пророчество царю Ироду, который в ответ на это собирается убить новорожденного Мессию. Возможно, евангелист Матфей тем самым дает отсылку к тому, что Мессия примет непосредственное участие в продолжении и завершении страданий дочери Сиона, прежде чем «станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли. И будет Он — мир» (Мих. 5:4-5).
Итог для нас
В конце хотелось бы обратить внимание на то, что мы довольно редко видим, а тем более ценим исполнение тех Божиих обетований, которые дарованы нам с пришествием Иисуса Христа (см. Ис. 54; 60; 30-34). Конечно, мы не имеем в виду буквальное исполнение: города из самоцветов, несметное количество стад животных и т.д. Мы понимаем, что речь идет об изобилии духовных благ, которые дарованы нам с пришествием в мир Иисуса Христа. Но, к сожалению, мы редко на самом деле соприкасаемся с этой полнотой Царства Божиего.
Поэтому будем просить Иисуса Христа, чтобы Он открыл нам глаза и мы увидели то, что Он даровал нам. Помолимся, чтобы Он даровал нам разум, чтобы мы понимали, как эти обетования исполнились с Его пришествием. Наконец, будем просить любящее сердце, чтобы мы ценили то, что Он даровал Своим пришествием к нам.
Читайте также: Анна, мать Самуила. Что мы упускаем, читая ее историю в переводе?