Мессия родится в Вифлееме. Изучаем контекст пророчества Михея об этом событии


Пьетро Каваллини, Рождество Христово. Мозаика в церкви Санта Мария ин Трастевере, Рим
Пьетро Каваллини, Рождество Христово. Мозаика в церкви Санта Мария ин Трастевере, Рим
Источник: Соцсети

Когда книжники зачитали Ироду пророчества Михея, они ограничились лишь географическим обозначением места, где надлежит родиться Мессии. Вполне вероятно, что евангелист Матфей, который хорошо знал Писание, имел в виду и контекст этого пророчества, когда записал его в повествовании о Рождестве Иисуса Христа. Перейдем к непосредственному анализу этого контекста, чтобы еще глубже вникнуть в сокровища Священного Писания — и узнать, как слова пророчеств относятся к нам самим.

 

Дары Мессии

После цитируемых книжниками слов в книге пророка Михея мы читаем:

«Которого (т.е. Мессии) происхождение из начала, от дней вечных. Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли. И будет Он — мир (Мих. 5:2-5)».

Последние два стиха описывают то благополучие, которое принесет Мессия. В целом они понятны, однако третий стих оставляет немало вопросов. Первостепенно отметим слово «посему», которые указывает на причинно-следственную связь. Чтобы было легче увидеть проблематику, сократим предыдущий стих, своими словами выразив его суть, и соединим с последующим:

«Мессия родится в Вифлееме, посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их».

Какая же здесь связь?

Что имеется в виду под «родит имеющая родить»? Можно встретить предположение, что речь идет о Пресвятой Деве Марии. Такое толкование скорей можно отнести к аллегорическому, поскольку оно игнорирует контекст книги пророка Михея. Дело в том, что в книге пророка Михея мы встречаем «рождающую» в предыдущей главе: 

«Для чего же ты ныне так громко вопиешь? Разве нет у тебя царя? Или не стало у тебя советника, что тебя схватили муки, как рождающую? Страдай и мучься болями, дщерь Сиона, как рождающая, ибо ныне ты выйдешь из города и будешь жить в поле, и дойдешь до Вавилона: там будешь спасена, там искупит тебя Господь от руки врагов твоих» (Мих. 4:9-10). 

Несмотря на угрожающую военную опасность1Возможно, имеется в виду нашествие Сеннахирима при царе Езекии, во время которого пророчествовал Михей — Мих. 1:1, 4 Цар. 19, Господь призывает свой народ к спокойствию. Но в то же время ввиду последующего Вавилонского плена2Он произошел уже после пророческого служения Михея. Последний царь, при котором Михей нес свое служение — Езекия, а плен последовал при Седекии. Он призывает Свой народ страдать и мучиться родовыми болями. Этот контекст помогает нам понять, какая рождающая имеется в виду в анализируемых стихах. 

Используя парафраз, мы получаем примерно следующее их значение:

«Мессия родится в Вифлееме, посему Господь оставит Свой народ до времени, доколе не окончится Вавилонский плен для дочери Сиона. Он будет для нее словно муки для рождающей женщины. После этого возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их».

Пророк Исаия так описывает последствия рождения дочери Сиона (вероятно, что речь также идет о Вавилонском плене):

«Как беременная женщина, при наступлении родов, мучится, вопит от болей своих, так были мы пред Тобою, Господи. Были беременны, мучились — и рождали как бы ветер; спасения не доставили земле, и прочие жители вселенной не пали» (Ис. 26:17-18). 

 

Исполнение Божиих обетов

Иными словами, Вавилонский плен по сути ничего не произвел в богоизбранном народе. Конечно, нельзя сказать, что он не оказал никакого положительного влияния: тому, сколько благодеяний было получено благодаря Вавилонскому плену, можно посвятить отдельный труд. Речь идет о том, что те обетования, которые Господь даровал Своему народу, отправляя его в плен, дочь Сиона так и не родила. Чтобы наглядно увидеть, о чем идет речь, достаточно прочесть 54-ю и 60-ю главы книги пророка Исаии. Здесь приведем лишь некоторые стихи:

«И будут всегда отверсты врата твои… чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их. Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, — погибнут, и такие народы совершенно истребятся» (Ис. 60:11-12).

«Вот, Я положу камни твои на рубине и сделаю основание твое из сапфиров; и сделаю окна твои из рубинов и ворота твои— из жемчужин, и всю ограду твою— из драгоценных камней» (Ис. 54:11-12).

В книге пророка Иеремии можно прочесть 30-33 гл., чтобы убедиться в том, что эти Божии обетования не исполнись после возвращения евреев из плена в 539 г. до Р. Х. После возвращения из плена жизнь еврейского народа была жалкой и вовсе не походила на те обетования, которые Господь им даровал.

Когда же эти обетования исполнились? Ответ очевиден: в том Царстве Божием, которое Иисус Христос принес на землю. Поэтому можно сказать, что окончательное искупительное возмещение Вавилонского плена — это ни много ни мало само Боговоплощение. Дочь Сиона, страдая и мучаясь болями, как рождающая, в конечном итоге получила сверх ожидаемого — рождение Мессии. Возвращение из плена в 539 г. до Р. Х. было лишь незначительным залогом тех благодеяний, которые Господь потом излил.

Также мы видим, что «возвращение к сынам Израиля и оставшихся их братьев» становится не воссоединением двух царств — Северного и Южного, а воссоединением язычников с евреями. Это событие было настолько уникальным, что даже апостолы после Сошествия Святого Духа нуждались в особом откровении, чтобы принять то, что язычникам дал Бог покаяние в жизнь (Деян. 10; Деян. 11:18).

Теперь, когда проанализированы образы, которые использует пророк Михей, прочтем снова его пророчество:

«Мессия родится в Вифлееме, посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их».

Теперь мы понимаем, в чем причинно-следственная связь между рождением Мессии и последующим стихом. Боговоплощение происходит как следствие тех страданий, которые терпел богоизбранный народ. Дочь Сиона, истерзанная скорбями и болями, наконец-то рождает.

Можно предположить, что контекст, в котором евангелист Матфей приводит эти слова, также дает определенные намеки. Книжники приводят это пророчество царю Ироду, который в ответ на это собирается убить новорожденного Мессию. Возможно, евангелист Матфей тем самым дает отсылку к тому, что Мессия примет непосредственное участие в продолжении и завершении страданий дочери Сиона, прежде чем «станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли. И будет Он — мир» (Мих. 5:4-5).

 

Итог для нас

В конце хотелось бы обратить внимание на то, что мы довольно редко видим, а тем более ценим исполнение тех Божиих обетований, которые дарованы нам с пришествием Иисуса Христа (см. Ис. 54; 60; 30-34). Конечно, мы не имеем в виду буквальное исполнение: города из самоцветов, несметное количество стад животных и т.д. Мы понимаем, что речь идет об изобилии духовных благ, которые дарованы нам с пришествием в мир Иисуса Христа. Но, к сожалению, мы редко на самом деле соприкасаемся с этой полнотой Царства Божиего.

Поэтому будем просить Иисуса Христа, чтобы Он открыл нам глаза и мы увидели то, что Он даровал нам. Помолимся, чтобы Он даровал нам разум, чтобы мы понимали, как эти обетования исполнились с Его пришествием. Наконец, будем просить любящее сердце, чтобы мы ценили то, что Он даровал Своим пришествием к нам.

Читайте также: Анна, мать Самуила. Что мы упускаем, читая ее историю в переводе?