Когда имя — это молитва


В публикациях на портале «Иисус» нам уже доводилось говорить о том, что пророки по велению Бога совершали разные странные деяния, чтобы привлечь внимание людей. В каком-то смысле пророки были предшественниками христианских юродивых. Чем, скажем, пророк Иезекииль, лежавший на левом боку 390 дней перед самодельной моделью Иерусалима (Иез. 4:1-5), отличается от Василия Блаженного, который, находясь в Москве, выплеснул на царском пиру три чаши вина, чтобы потушить новгородский пожар? 

Помимо прочего, некоторые пророки давали своим детям странные имена. Так, пророк Исаия назвал своего сына Магер-шалал-хаш-баз — едва ли человек, читающий Библию в переводе, выговорит это словосочетание с первого раза! Это имя — целое предложение: существительные «шалал» (šālāl) и «баз» (bāz) обозначают добычу, трофеи, а глаголы «магер» (māhēr) и «хаш» (āš) означают «торопиться, спешить». В синодальном переводе это имя изящно передали так: «Спешит грабеж, ускоряет добыча». Мы видим, что в одном имени скрыты целых два предложения. Это имя — настоящее поэтическое высказывание, построенное по законам древнееврейской поэзии: одна и та же ситуация описана два раза синонимичными словами.

 

Узнать подробнее о поэзии Священного Писания и о тайне самого длинного псалма Библии вы можете здесь.

 

Можно представить, как окружающим было страшно слышать имя «Спешит-Грабеж»! — и это было пророчество об опустошении Израильского царства. Но оказывается, что имя, которое пророк Исаия дал своему сыну, было необычно по смыслу, но не по форме. Для семитских народов имена, представляющие собой целые предложения, были обычным явлением.

Например, вспомним имя ассирийского царя, который осаждал Иерусалим при том же пророке Исаии. Царя звали Синаххериб — наверняка многие помнят его из Библии или из школьного курса истории. Это имя означает «Син возместил мне братьев» (на аккадском языке — Sîn aḫḫē erība). Син — это бог луны, почитавшийся ассирийцами. Выражение «возместил мне братьев» указывает на то, что у отца умерло несколько сыновей, но потом снова родился сын, которого родители восприняли как «замещение» умерших.

Подобный ход мысли мы видим и в книге Бытия. После смерти Авеля Ева родила ещё одного сына. Она «нарекла ему имя: Сиф (Šēṯ), потому что, Бог положил (šāṯ) мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин» (Быт. 4:25). Имя «Сиф» — это передача древнееврейского «Шет» (Šēṯ). Имя «Шет» в Книге Бытия связывается с глаголом šāṯ — «ставить, класть». Именно этот глагол звучит в речи Евы. Таким образом, в коротком имени «Сиф» для человека Библии заложена благодарность за то, что Бог послал семье нового ребенка, утешив семью в ее горе.

Короткое и популярное русское имя Иван исторически тоже представляет собой целое предложение: Yō ḥānan — «Господь помиловал». О том, что слова , Yəhō, Yā и Yāhū представляют собой сокращенные варианты имени Божия *Yahwē, мы уже писали. Библейских имен с этими элементами очень много: достаточно вспомнить «Иоаким» (Yəhō-yāqīm) «пусть Господь поставит (его)!», «Захария» (Zəḵar-yā) «Господь вспомнил», Иеремия (Yirmə-yāhū) «Господь основал»1Глагол rāmā означает «бросать» и отсюда — «ставить, основывать». Форма *yarmi, к которой восходит первый элемент имени «Иеремия», — это архаичная форма прошедшего времени этого глагола..

 

Имя «Иисус» — это тоже целое предложение! Узнать об этом вы можете из нашей статьи.

 

Традиция давать такие имена, которые представляют собой либо молитвы, либо свидетельства о благодеяниях Божиих, перешла и к христианам, говорившим по-арамейски. Так, одного великого сирийского подвижника звали Камишо (Qām-Īšoʿ), это имя означает «Иисус воскрес!». А его ученика звали Афнимаран (ʾAfnī-Māran), то есть «Господь наш обратил (его)».

 

Если вам интересно, что означает то или иное ветхозаветное имя, пишите нам в чат «Обсуждения портала Иисус» или в комментариях в наших соцсетях. Мы с удовольствием дадим ответ!

 

Узнать о библейском богословии имени вы можете из фундаментального исследования митрополита Волоколамского Илариона «Священная тайна Церкви», которое скоро выйдет в Издательском доме «Познание». На нашем портале доступны несколько разделов из этой книги:

Что такое «храм имени Божию»?

Почему Бог обитает во мраке?

«Анонимный» Бог и сотни библейских имен



Прочесть книгу целиком вы можете на сайте митрополита Волоколамского Илариона.