Как принять Святого Духа? Часть первая


Святой Дух. Фреска монастыря Бистрица, Румыния
Святой Дух. Фреска монастыря Бистрица, Румыния
Источник: Демид / Fotoload

В предыдущих статьях мы рассматривали отношение христианина к Закону и пришли к выводу: если мы действительно хотим следовать Божиему Закону, нужно следовать Божиим указаниям — принять Святого Духа, Его благодать и учиться жить под Его руководством. Как же нам принять Святого Духа? Ответ на этот вопрос можно разделить на две части:

  1. Что об этом говорит Священное Писание;
  2. Конкретные примеры людей, принявших Святого Духа.

В этой статье разберем первую часть.

Учение Священного Писания о том, как принять Святого Духа, главным образом содержится в посланиях апостола Павла. В Послании к Галатам апостол Павел задает два риторических вопроса христианам:

«Через дела ли закона вы получили Духа или через наставление в вере?» (Гал. 3:2)

«Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит или через наставление в вере?» (Гал. 3:5)

Ответ в обоих случаях очевиден: Бог подает Святого Духа и совершает чудеса через наставление в вере, а не через дела закона. Отметим неожиданный вывод: получение Святого Духа не зависит от того, насколько ревностно человек исполняет Божий Закон. В предыдущих материалах было продемонстрировано, что, только получив Святого Духа и живя под Его руководством, человек может правильно исполнять Закон Божий.

В этом же послании святой Павел пишет:

«Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: "проклят всяк, висящий на древе"), дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою» (Гал. 3:13-14).

Вывод прост: мы получаем Святого Духа через веру. Но в этом тексте святой апостол делает важное дополнение — указывает причину, почему мы получаем Святого Духа верою: Иисус Христос Сам заплатил за эту цену, претерпев распятие и таким образом приняв на себя проклятие, которое мы заслужили своим образом жизни. Итак, услышав проповедь Евангелия (наставление в вере) и поверив в эту Благую весть, человек получает Святого Духа.

Наконец, в четвертой главе этого же послания апостол Павел пишет:

«Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "авва, Отче!"» (Гал. 4:4–6).

Снова мы видим эту истину: человек получает Святого Духа благодаря пришествию Иисуса Христа, Его искупительному подвигу. Только в этих стихах (Гал. 4:4–6) апостол даже не упоминает о нашей вере, он просто пишет, что «принятие Святого Духа» — это исключительно дар Божий, который зависит от милости Божией, дарованной нам пришествием Иисуса Христа во плоти.

Послание к Галатам выбрано для анализа главным образом потому, что в нем святой Павел прямо указывает, как человек получает Святого Духа. В остальных своих посланиях апостол чаще всего пишет об обитании в христианах Святого Духа как о некоторой неотъемлемой части их жизни, довольно редко обозначая причины, почему и как Святой Дух начал в них обитать. Например, коринфянам святой Павел задавал даже такой вопрос: «Разве не знаете, что вы — храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3:16). Мы видим, что для апостола Павла жизнь Святого Духа в христианах — это настолько очевидная реальность, что он лишь удивляется, как этого можно не знать и не замечать. В другом месте этого же послания апостол задает подобный вопрос:

«Разве вам неизвестно, что ваше тело — храм, в котором живет Святой Дух, полученный вами от Бога, и вы не принадлежите себе? Вас купили за большую цену» (1 Кор. 6:19-20).

В послании к Ефесянам апостол Павел пишет: «Во Христе Иисусе и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в него, запечатлены обетованным Святым Духом» (Еф. 1:13). Снова мы видим, что христиане получают Святого Духа верою, услышав «наставление в вере» (слово истины, благовествование вашего спасения) и поверив. В этом же послании святой Павел сообщает, когда происходит принятие Святого Духа: «в день искупления», то есть, в момент становления христианином (Еф.4:30). В послании к Фессалоникийцам святой апостол пишет, что они «приняли слово (то есть, евангельскую проповедь) при многих скорбях с радостью Духа Святого» (1 Фес. 1:6). Мы видим, что Святой Дух, Который начал обитать в фессалоникийских христианах, даровал им принимать дальше евангельскую проповедь с радостью.

Что касается посланий других апостолов, то в них мы можем найти максимум только косвенные указания на причины, как мы получаем Святого Духа. В виду большого объема материала, их анализ здесь не будет приводиться. Оговоримся, что они никак не противоречат и едва ли что-то добавляют к тому, что уже было приведено выше. Но есть важные дополнения, которые мы встречаем в книге Деяний апостолов. Апостол Петр, проповедуя жителям Иерусалима, говорил:

«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38).

Мы видим, что помимо принятия наставления в вере, необходимо покаяться. В другой своей проповеди апостол Петр сказал примерно то же:

«Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа» (Деян. 3:19-20).

Только вместо Святого Духа апостол Петр говорит, что Бог пошлет им Иисуса Христа. Должно отметить, что жизнь Святого Духа в своей сущности является жизнью Святой Троицы в христианине. С одной стороны, это вполне следует из того, что мы верим в Троицу Единосущную и Нераздельную. С другой стороны, эта истина подтверждается и текстами Священного Писания. Так, апостол Павел, неоднократно свидетельствующий о том, что Святой Дух живет в христианах посредством веры (цитаты см. выше), молился за ефесян, чтобы Христос поселился в их сердца верою (Еф. 3:17). В послании к Римлянам (8:10), Галатам (4:19), Колоссянам (1:27) апостол так же пишет о том, что Христос живет в христианах. А как сказал Сам Иисус Христос, Его пришествие и обитание в верных неотделимо от обитания Отца (Ин. 14:23). Поэтому говорим ли мы, что Святой Дух живет в христианине, Иисус Христос живет в христианине, Бог Отец живет в христианине, Святая Троица живет в христианине, по сути, мы говорим об одном и том же.

Читайте вторую часть статьи.