Христианин и Закон Божий. Часть третья: что делать


Деисис. Фреска монастыря Нова Павлица, Сербия. До 1389 года. Фрагмент
Деисис. Фреска монастыря Нова Павлица, Сербия. До 1389 года. Фрагмент
Источник: Демид / Fotoload

Рассматривая отношение христианина к Божиему Закону в предыдущих материалах, мы пришли к следующему выводу: Иисус Христос Своим пришествием упразднил Закон — то есть раскрыл его подлинный смысл. Он упразднил неправильное понимание и отношение к Закону и восполнил то, что было утрачено людьми, когда они изучали Закон и приходили к неправильным выводам. Что это значит для нас?

 

Как относиться к Закону

Тот факт, что Иисус Христос упразднил Закон, никак не говорит о том, что мы теперь можем жить на свое усмотрение — скорее наоборот. Перечитывая 118-й псалом, мы удивляемся любви псалмопевца к Божиему Закону. Для автора псалма Закон был дороже золота и многих сокровищ, слаще всего на свете. «Упразднять» такое сокровище в буквальном смысле не имеет смысла.

Учитывая, что Иисус Христос восполнил Закон, нам нужно тщательно его изучать. Перечитывая некоторые заповеди (напр., Исх. 21–23), мы можем прийти к выводам, что сейчас уже значительная часть этих законов не актуальна. Но, возможно, проблема в том, что мы не видим их подлинного смысла. Например, заповедь Божия: «Не заграждай рта волу, когда он молотит» (Втор. 25:4), кажется, как минимум, неважной. Но мы помним, какой смысл открывает нам Святой Дух через апостола Павла в этой заповеди (1 Кор. 9:9; 1 Тим. 5:18): тот, кто трудится, должен получить награду. Поэтому в следующий раз, читая такие, казалось бы, не особо значимые заповеди Божии, как например, «не засевай виноградника своего двумя родами семян, чтобы не сделать тебе заклятым сбора семян, которые ты посеешь вместе с плодами виноградника. Не паши на воле и осле вместе. Не надевай одежды, сделанной из разных веществ, из шерсти и льна вместе» (Втор. 22:9–11), не будем торопиться с выводами. Возможно, нам стоит прилежно помолиться, чтобы Господь открыл подлинный смысл этих заповедей, и когда это произойдет, исполнение их подлинного смысла может стать решающим вопросом в нашей жизни.

Читайте также: Почему апостолы не мыли руки перед едой? Иисус против предания старцев.

 

Как исполнить Закон

Каким образом мы можем правильно исполнять Закон? Как следовать именно тому пониманию Закона Божиего, которое восполнил Иисус Христос? Апостол Павел пишет:

«Послав Своего собственного Сына, облеченного в тело, подобное греховному человеческому телу, чтобы покончить с грехом, Бог вынес смертный приговор греху в человеческом теле, чтобы теперь мы могли жить так, как справедливо требует Закон, потому что мы живем согласно Духу, а не плотской природе» (Рим. 8:3–4).

Иными слвоами, благодаря искупительному подвигу Иисуса Христа Святой Дух теперь может обитать в нас, и мы становимся свободными от рабства греховной (плотской) природы. А когда мы живем согласно Святому Духу, мы живем и согласно Божиему Закону. Этот принцип прост, но крайне важен. Сам Господь через пророков еще задолго до пришествия Иисуса Христа возвестил его. Так, в книге пророка Иезекииля Бог говорит:

«И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез. 36:26-27).

Мы видим, что хождение в заповедях Божиих, соблюдение и выполнение Божиих уставов — это плод обитания Святого Духа в человеке. В книге пророка Иеремии мы читаем:

«Вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31:33).

Снова мы видим, что жизнь по заповедям Божиим — это дар Божий, когда Он Сам вкладывает Свой закон во внутренность человека и записывает его на наших сердцах. Пятый ирмос праздника Пятидесятницы (праздник, когда мы особо вспоминаем сошествие Святого Духа) содержит следующие слова: «Ныне вышел от Сиона закон — благодать Духа в виде огненных языков». Эти слова как нельзя лучше выражают соотношение между принятием Святого Духа и исполнением Закона: когда Святой Дух, Автор Божиего Закона, записывает этот Закон в наших сердцах, то мы, принимая благодать Святого Духа, и живем так, как Господь заповедует.

 

Закон без Духа — страшные последствия

Что случится, если человек, не приняв Святого Духа (что в контексте Священного Писания равно тому, что человек не стал христианином — см. Рим. 8:9), пытается исполнять Божий Закон? Такое отношение может привести к ужасным последствиям. Ярчайший пример тому — апостол Павел до своего обращения. В послании к Филиппийцам он свидетельствует о своем отношении к соблюдению Закона Божиего до принятия христианства: «По правде законной — непорочный» (3:6). Однако это не мешало ему гнать Церковь Божью и, по сути, быть врагом Божиим. В воскресном каноне четвертого гласа на мы читаем следующий тропарь: «Получивший закон Израиль не познал Тебя, Христе, — Бога-Законодателя; но как законопреступника ко Кресту вопреки закону пригвоздил Тебя, недостойный законодательства». Религиозная элита времен Иисуса Христа считала, что, распиная Сына Божиего, они тем самым в той или иной мере исполняют Закон.

 

Итог

Если мы действительно хотим следовать Божиему Закону, исполнять его так, как этого хочет Бог, нам нужно следовать Божиим указаниям: принять Святого Духа и учиться жить под Его руководством. И тогда Сам Бог научит нас жить согласно Его Закону. Бог через пророка Исаию еще задолго до пришествия Иисуса Христа предсказал: «И все сыновья твои будут научены Господом» (Ис. 54:13). Иисус Христос повторил это пророчество в беседе с иудеями: «У пророков написано: "и будут все научены Богом". Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне» (Ин. 6:45). Пусть же Господь поможет нам научиться от Него, и, приняв Святого Духа, жить под Его благим и премудрым руководством!

С другими статьями автора можно ознакомиться на его телеграм-канале.