Как понимать победу Христа над смертью?


Воскресение Христово. Фреска церкви Святого Николая «тис стегис» («под крышей») на Кипре.
Воскресение Христово. Фреска церкви Святого Николая «тис стегис» («под крышей») на Кипре.
Источник: Демид / Fotoload

В пасхальных и воскресных богослужебных песнопениях мы неоднократно слышим, что Христос победил смерть. Это главная мысль тропаря праздника, которую мы встречаем и в Священном Писании. Так, в книге Деяний записана проповедь апостола Петра, в которой есть следующие слова: «Бог воскресил Его (Иисуса Христа), расторгнув узы смерти» (Деян 2:24). Апостол Павел пишет в послании к Тимофею, что благодать «открылась ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие» (2 Тим. 1:10).

Но что означает победа над смертью? Первая мысль — речь идет о будущем всеобщем воскресении мертвых. Благодаря Воскресению Сына Божьего все люди в конечном итоге воскреснут из мертвых и таким образом будут полностью освобождены от смерти. И поэтому теперь христианину смерть уже не страшна, но даже желанна. 

Однако такое понимание вызывает проблемы. 

Во-первых, всеобщее воскресение не является каким-то уникальным учением, которое стало известно только после Воскресения Сына Божиего. В книге пророка Даниила мы читаем: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2). Иов также исповедовал, что Господь «в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов 19:25-27). Марфа, сестра Лазаря, исповедовала, что ее брат воскреснет в воскресение, в последний день (Ин. 11:24). Апостол Павел же «имеет надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных». (Деян 24:15). Примечательно, что святой апостол держал эту речь в присутствии своих оппонентов (первосвященника Анании с его свитой) и заметил, что относительно воскресения мертвых их верования ничем не отличаются. Важно напомнить, что оппоненты апостола Павла не уверовали в Иисуса Христа и отвергали Его Воскресение из мертвых. 

Эти наблюдения позволяют сделать следующие выводы: учение о всеобщем воскресении было известно еще задолго до пришествия Иисуса Христа; воскресения из мертвых ожидали даже противники христианства. Так что христианам было бы странно уделять такое внимание тому, что произошло бы и безотносительно Христа.

Во-вторых, в Священном Писании мы неоднократно видим указания на то, что победа над смертью— это будущее событие, которое совершится в неизвестном будущем, при Втором пришествии Иисуса Христа. Так, в 15-й главе Первого послания к Коринфянам, посвященной теме воскресения апостол Павел пишет: «Последний же враг истребится— смерть» (1 Кор. 15:26). Здесь апостол имеет в виду однозначно будущее событие. В этой же главе он пишет: «Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: "поглощена смерть победою". "Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?"» (1 Кор. 15:54-55).

Получается, Священное Писание говорит о победе над смертью и как уже о свершившемся, и как о будущем событии. Как же разрешить это противоречие?

Возможно, в разных случаях имеются в виду разные смерти. В предыдущей статье мы подробно рассматривали смерть Адама и пришли к выводу, что он умер двояко: сначала духовно, затем физически. Первая смерть произошла в тот день, когда праотец нарушил заповедь Божию, и по своему влиянию и значению эта смерть — хуже любой другой смерти. Затем, спустя 930 лет, Адам умер физически. С одной стороны, эта смерть была следствием того, что Адам умер духовно. С другой стороны, она была милостью Божией, поскольку жить бесконечно в том состоянии, в котором находился Адам после греха было бы бесконечной мукой. 

Итак, какая смерть была побеждена Воскресением Иисуса Христа, а какая будет побеждена при Втором пришествии? Ответ очевиден. Люди физически умирают и после воскресения Господня, поэтому мы празднуем победу над духовной смертью. Иисус Христос своими страданиями и воскресением не только упразднил последствия первородного греха, этой смерти, которой подвергся весь род человеческий, но и даровал нам вечную жизнь.

Важно также помнить, что вечная жизнь — это, главным образом, особое состояние человека, которому он может приобщиться еще в этой жизни. Более того — если он не приобщится ее уже в этой жизни, вероятность приобщиться вечности в жизни будущей невелика.

Смотрите также: воскресение мертвых и вечная жизнь. 10 тезисов митрополита Илариона.