Как понимать победу Христа над смертью?
В пасхальных и воскресных богослужебных песнопениях мы неоднократно слышим, что Христос победил смерть. Это главная мысль тропаря праздника, которую мы встречаем и в Священном Писании. Так, в книге Деяний записана проповедь апостола Петра, в которой есть следующие слова: «Бог воскресил Его (Иисуса Христа), расторгнув узы смерти» (Деян 2:24). Апостол Павел пишет в послании к Тимофею, что благодать «открылась ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие» (2 Тим. 1:10).
Но что означает победа над смертью? Первая мысль — речь идет о будущем всеобщем воскресении мертвых. Благодаря Воскресению Сына Божьего все люди в конечном итоге воскреснут из мертвых и таким образом будут полностью освобождены от смерти. И поэтому теперь христианину смерть уже не страшна, но даже желанна.
Однако такое понимание вызывает проблемы.
Во-первых, всеобщее воскресение не является каким-то уникальным учением, которое стало известно только после Воскресения Сына Божиего. В книге пророка Даниила мы читаем: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2). Иов также исповедовал, что Господь «в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов 19:25-27). Марфа, сестра Лазаря, исповедовала, что ее брат воскреснет в воскресение, в последний день (Ин. 11:24). Апостол Павел же «имеет надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных». (Деян 24:15). Примечательно, что святой апостол держал эту речь в присутствии своих оппонентов (первосвященника Анании с его свитой) и заметил, что относительно воскресения мертвых их верования ничем не отличаются. Важно напомнить, что оппоненты апостола Павла не уверовали в Иисуса Христа и отвергали Его Воскресение из мертвых.
Эти наблюдения позволяют сделать следующие выводы: учение о всеобщем воскресении было известно еще задолго до пришествия Иисуса Христа; воскресения из мертвых ожидали даже противники христианства. Так что христианам было бы странно уделять такое внимание тому, что произошло бы и безотносительно Христа.
Во-вторых, в Священном Писании мы неоднократно видим указания на то, что победа над смертью— это будущее событие, которое совершится в неизвестном будущем, при Втором пришествии Иисуса Христа. Так, в 15-й главе Первого послания к Коринфянам, посвященной теме воскресения апостол Павел пишет: «Последний же враг истребится— смерть» (1 Кор. 15:26). Здесь апостол имеет в виду однозначно будущее событие. В этой же главе он пишет: «Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: "поглощена смерть победою". "Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?"» (1 Кор. 15:54-55).
Получается, Священное Писание говорит о победе над смертью и как уже о свершившемся, и как о будущем событии. Как же разрешить это противоречие?
Возможно, в разных случаях имеются в виду разные смерти. В предыдущей статье мы подробно рассматривали смерть Адама и пришли к выводу, что он умер двояко: сначала духовно, затем физически. Первая смерть произошла в тот день, когда праотец нарушил заповедь Божию, и по своему влиянию и значению эта смерть — хуже любой другой смерти. Затем, спустя 930 лет, Адам умер физически. С одной стороны, эта смерть была следствием того, что Адам умер духовно. С другой стороны, она была милостью Божией, поскольку жить бесконечно в том состоянии, в котором находился Адам после греха было бы бесконечной мукой.
Итак, какая смерть была побеждена Воскресением Иисуса Христа, а какая будет побеждена при Втором пришествии? Ответ очевиден. Люди физически умирают и после воскресения Господня, поэтому мы празднуем победу над духовной смертью. Иисус Христос своими страданиями и воскресением не только упразднил последствия первородного греха, этой смерти, которой подвергся весь род человеческий, но и даровал нам вечную жизнь.
Важно также помнить, что вечная жизнь — это, главным образом, особое состояние человека, которому он может приобщиться еще в этой жизни. Более того — если он не приобщится ее уже в этой жизни, вероятность приобщиться вечности в жизни будущей невелика.
Смотрите также: воскресение мертвых и вечная жизнь. 10 тезисов митрополита Илариона.