Когда умер Адам?


Святой Праотец Адам. Фреска монастыря Хора в Константинополе
Святой Праотец Адам. Фреска монастыря Хора в Константинополе
Источник: Демид / Fotoload

На первый взгляд этот вопрос кажется простым. Священное Писание прямо сообщает, что «всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер» (Быт. 5:5). Однако хорошо известно, что когда Господь заповедал Адаму не есть от дерева познания добра и зла, Он предупредил праотца: «В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16-17). 

Таким образом, есть два варианта: 

  1. Адам умер тотчас, как вкусил от дерева познания добра и зла;
  2. Адам умер, прожив еще 930 лет. 

 

День для Бога

Попытки примирить между собой эти два варианта стали причиной различных гипотез. Некоторые даже предположили, что поскольку «у Господа один день, как тысяча лет» (2 Пет. 3:8), то Адам с точки зрения Бога умер в тот же день, как вкусил от дерева познания добра и зла. 

У такого толкования есть ряд существенных слабостей. Во-первых, апостол Петр утверждает, что для Господа и тысяча лет как один день (2 Пет. 3:8). Так что авторы такого предположения учли только ту часть стиха, которая подтверждает их гипотезу. 

Во-вторых, если каждое пророчество Господа, где Он назначает определенные временные рамки, толковать сквозь призму того, что «у Господа один день, как тысяча лет», человек бы никогда не мог полагаться на эти пророчества. Например, Господь пообещал Иисусу Навину: «не бойся их (вражеских царей), ибо завтра, около сего времени, Я предам всех на избиение Израиля» (Иис. Нав. 11:6). Никто не предполагает, что речь идет о каких-то других временных сроках, кроме буквального «завтра» — как это и сбылось в свое время. Для Господа исполнение обетований в буквально обозначенные сроки крайне важно (сравн. Быт. 18:10). Это предоставляет возможность человеку надеяться на Бога — а если бы Он растягивал исполнение обетований на тысячелетия, человечество бы попросту отказалось доверять такому Богу. Поэтому едва ли можно согласиться с вышеизложенной гипотезой.

 

Смертный приговор праотцам

Для православного христианина важна святоотеческая позиция по данному вопросу. И можно сказать, что по данному вопросу мы находим «согласие отцов». Святые отцы главным образом учат, что Адам умер в тот день, когда вкусил от дерева познания добра и зла. Только речь в данном случае идет не о физической смерти. 

Читайте также: что такое согласие отцов?

В чем же заключалась эта смерть? Феодорит Кирский предположил, что «здесь смертью Бог назвал смертное определение. Ибо так перевел и Симмах: "с того дня, в который вкусишь от древа, будешь смертен"; потому что человек по произнесении Божия приговора каждый день ожидал смерти». 

Иоанн Златоуст в беседах на книгу Бытие выразил подобные взгляды. Он пишет: «Хотя Адам и Ева прожили много лет, но с той уже минуты, как услышали: "земля еси, и в землю отыдеши", они получили смертный приговор, сделались смертными и, можно сказать, умерли».

 

Смерть в рабстве у греха 

Однако большинство святых отцов толкуют смерть Адама в день вкушения от дерева познания добра и зла другим образом.

Так, Симеон Новый Богослов пишет: «Человек вкусил от того запрещенного древа и умер горькою смертию, то есть отпал от Бога и подвергся растлению». Последствия этой смерти, согласно преподобному, заключаются в том, что «зло сильно распространилось в роде человеческом и тиранило его насильственно». Иными словами, человек стал рабом греха. 

Святитель Григорий Палама назвал эту смерть смертью души. Он пишет: «Ибо как отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Бога от души есть смерть души. И это есть главным образом смерть, смерть души. На нее указывал Бог, и когда, давая заповедь в раю, сказал Адаму: "в какой день вкусишь от запрещенного древа, смертью умрешь" (Быт. 2:17). Ибо тогда умерла душа его, чрез преступление отделившись от Бога; по телу же он продолжал жить с того часа и далее до девяти сот тридцати лет. Но смерть, прибывшая чрез преступление, не душу только сделала непотребной и человека подклятвенным, а и тело, сделав многоболезненным и многострастным, предала наконец смерти». 

Исидор Пелусиот пишет: «Крайне дивлюсь и изумляюсь, почему грехолюбивые люди, непрестанно умирая, вовсе не думают, что они мертвы. Посему, как писал ты, и дает повод к вопросу сказанное первозданным: в онь же аще день снесте от этого древа, смертию умрете. Ибо злодей или человекоубийца тогда в собственном смысле умирает, когда преступает закон и совершает грех, хотя и кажется, что он жив. Он умер уже, если не на самом деле, то по определению и по справедливости, хотя и представляется не впадшим еще в сеть законов». 

Преподобный Марк Подвижник отмечает: «Господь повелел любить всех единоверных и, при посредстве терпения, вкушать плод, который они приносят нам, сказав: "от всякаго древа, еже в раи, снедию снеси" (Быт. 2:16). Но мы, последовав помыслам змея, возлюбили одних как добрых, возненавидели других как злых. В этом и заключается вкушение от древа познания добра и зла (Быт. 2:9). Вкусив от него, мы умерщвляемся в духе». В другом месте святой отмечает, что смерть бессмертной души заключается в отшествии от нее Святого Духа: «Как тело живет, когда в нем душа, так и душа жива, когда в ней Божий Дух. И как по разлучении с душою тело остается мертвым, так и по отшествии Святого Духа душа утратит блаженную жизнь, не в ничто превратившись, но продолжая жить жизнью, которая хуже всякой смерти». 

Логично предположить, что для преподобного Марка, как и для остальных святых отцов, рабство у греха хуже смерти. 

Святитель Филарет Дроздов выделяет три жизни человека — жизнь духовная, жизнь души и жизнь тела — и учит, что когда Адам нарушил заповедь, то подвергся всем этим смертям (но физической лишь спустя 930 лет). 

Феофан Затворник пишет, что Адам и Ева «преступили, и умерли; смерть тотчас вступила в силу. Что умерли они душою, это тогда же обнаружилось в их покушении скрыться от Бога, в прикрывании греха и сваливании его на другого (Быт. 3:12-13), а что не умерли тотчас же телесно, то это вследствие благодати, определенной нам от века».

Святитель Петр Киевский соотносит смерть Адама с первородным грехом: «Первородный грех есть преступление закона Божия, данного в раю прародителю Адаму. <...> Сей прародительский грех перешел от Адама во все человеческое естество, поелику все мы тогда находились в Адаме; и, таким образом, чрез одного Адама грех распространился на всех нас. 

В послании Восточных патриархов последствия первородного греха обозначены следующим образом: «удобопреклонность ко греху и те бедствия, которыми Божественное правосудие наказало человека за его преслушание, как то: изнурительные труды, скорби, телесные немощи, болезни рождения, тяжкая до некоторого времени жизнь на земле странствования, и напоследок, телесная смерть». Мы видим, что главный акцент стоит на удобопреклонности ко греху. 

Таким образом, «согласие отцов» учит нас тому, что Адам умер в день вкушения плода от дерева познания добра и зла, и эта смерть заключалась в том, что человек стал врагом Бога и рабом греха. И подобная смерть была значительно ужаснее смерти физической, которая наступила спустя 930 лет.

Читайте также: что нужно знать о грехопадении? 10 тезисов митрополита Илариона.