Евангелие проповедано всей вселенной?
Рассматривая пророческую речь Иисуса Христа на Масличной горе (Мф. 24 гл.), мы пришли к выводу, что логично относить ее начало (4–8 стихи) к событиям, предшествующим разрушению Иерусалима. А как быть с остальной частью пророчеств?
Гонения на христиан
Дальше Господь предсказывает гонения на Своих последователей (9–13 ст.). О том, что это предшествовало разрушению Иерусалима, в первую очередь свидетельствует книга Деяний Апостолов (см.: 5:18–33; 7:54–60; 8:1; 9:1–4, 13, 23; 11:19; 13:45–50; 14:2–5, 19; 17:5–13; 18:12; 22:30; 24:5–9; 25:2–15; 25:24 и др.) а также послания апостола Павла (см.: 2 Кор 11:24; 2 Фес 2:14-15; Евр 10:32–34). Тацит в своих Анналах также свидетельствует о гонениях, которые были Нероне незадолго до Иудейской войны (15:44). В любом случае, предположение, что эта часть пророчества также относится к разрушению Иерусалима, не встречает препятствий.
Вселенская проповедь
А как же быть с тем, что «проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец»? (Мф. 24:14) Сколько было предпринято действий исходя из того, что здесь Иисус Христос предсказывает Второе пришествие! Но так ли это на самом деле?
Первостепенно отметим, что ничто не указывает на то, что в этом стихе Иисус Христос меняет тему Своей пророческой речи (события, предшествующие разрушению Иерусалима).
Во-вторых, уже апостол Павел свидетельствовал в своих посланиях о том, что Евангелие проповедано во всей вселенной. В послании к Римлянам он указывает, что человеку необходимо услышать проповедь Евангелия. Услышав проповедь Евангелия, человек может поверить: «Итак, вера — от слышания, а слышание — от слова Божия» (Рим. 10:17). И апостол задает вопрос — есть ли те, кто не слышал? Отвечая на него, святой Павел цитирует псалом:
«Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их» (Рим. 10:18).
Учитывая контекст, мы понимаем, что апостол относит эти слова к проповедникам Евангелия. Это же он подтверждает и в послании к Колоссянам — в нем святой Павел указывает на то, что сделался «служителем благовествования, которое христиане слышали и которое возвещено всей твари поднебесной» (Кол. 1:23). Согласно апостолу Павлу, Евангелие уже тогда было «возвещено всей твари поднебесной». В этом же послании мы читаем, что «истинное слово благовествования пребывает у христиан из Колосс, как и во всем мире» (Кол. 1:5–6). На эти стихи Священного Писания ссылается и Иоанн Златоуст, когда свидетельствует о том, что пророчество на Масличной горе относится событиям, предшествовавшим разрушению Иерусалима (Беседа 75 на Евангелие от Матфея).
Что значит «по всей Вселенной»?
Также важно отметить особенности используемой терминологии. ἐν ὅλῃ τῇ οἰκουμένῃ («по всей вселенной») в контексте Священного Писания не подразумевает буквально всю планету Земля. Так, этот термин евангелист Лука использует в рассказе о переписи населения во время Рождества Христова: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле (πᾶσαν τὴν οἰκουμένην)» (Lk. 2:1 RSO). В книге Деяний мы встречаем аналогичную ситуацию, когда апостол Лука пишет, что пророк Агав «предвозвестил Духом, что по всей вселенной (ὅλην τὴν οἰκουμένην) будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии» (Деян. 11:28). Из свидетельств римских историков нам известно, что этот голод был на территории Палестины.
Похожие наблюдения относятся и к проповеди Евангелия «всем народам». Евангелист Лука отмечает, что на праздник собрались «иудеи из всякого народа под небесами» (Деян. 2:5). Но при их подробном перечислении мы видим, что «всякий народ под небесами» вмещал в себя не то, что современный человек вкладывал бы в это выражение.
Таким образом, нет препятствий к тому, чтобы соотносить эти слова пророчества с событиями, предшествующим разрушению Иерусалима. Если же относить его ко Второму пришествию, придется как-то доказывать, что свидетельство апостола Павла (и Евсевия Кессарийского — Церковная история, 2:2:6-2:3:1) почему-то не подтверждают этого.
Мерзость запустения
Пророчество о мерзости запустения также относится к событиям, предшествующим разрушению Иерусалима. Попытка соотнести это с событиями Второго пришествия едва ли оставляет уместным следующий призыв Иисуса: «тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» (Мф. 24:16). Здесь лишь отметим, что та спешка, с которой, согласно Иисусу, нужно было покидать Иудею, действительно была важной во времена Иудейской войны (Мф. 24:17-20)1Более подробно относительно пророчества о мерзости запустения можно ознакомиться здесь..
Великая скорбь и сокращение дней
Как быть со следующей частью пророчества Иисуса Христа:
«Тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Мф. 24:21-22)?
В первую очередь отметим, что в Священном Писании выражение, выражение «чего-то такого не было и не будет» делает акцент на чрезмерности и не подразумевает буквального исполнения. Так, о царе Езекии сказано: «На Господа, Бога Израилева, уповал он; и такого, как он, не было между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него» (4 Цар. 18:5). Однако о царе Иосии, который был после Езекии, Священное Писание говорит таким же образом: «Подобного ему не было царя прежде его, который обратился бы к Господу всем сердцем своим, и всею душою своею, и всеми силами своими, по всему закону Моисееву; и после него не восстал подобный ему» (4 Цар. 23:25). Возвещая суд на Иерусалимом через пророка Иезекиился, Господь сказал: «И сделаю над тобою то, чего Я никогда не делал и чему подобного впредь не буду делать, за все твои мерзости. За то отцы будут есть сыновей среди тебя, и сыновья будут есть отцов своих; и произведу над тобою суд, и весь остаток твой развею по всем ветрам» (Из. 5:9-10). Но мы знаем, что при осаде Иерусалима Титом и Веспасианом эти бедствия повторились. Святитель Иоанн Златоуст призывает тех, кто не верит, что такая скорбь произошла при разрушении Иерусалима, прочесть «Иудейскую войну» Иосифа Флавия (главным образом это касается 4–7 книг). В то же время, само разрушение храма было наибольшей национальной катастрофой для евреев, любое бедствие Израиля после 70 года нашей эры меркнет по сравнению с искупительно-историческим значением разрушения Храма.
И когда Господь говорит о сокращении дней, речь идет о сокращении времени осады Иерусалима. Учитывая жестокость Иудейской войны, почти не возникает сомнений, что, если бы дни его осады и разрушения Иерусалима продлились дольше, то действительно никто бы из евреев не выжил.
Поэтому, читая и слушая пророчество Иисуса Христа о всех этих бедствиях, важно не забывать, что Иисус отвечал на вопрос учеников относительно разрушения храма. И едва ли есть необходимость относить их к событиям Второго пришествия.
Читайте также: Псалом 10 — подсказка, как вести себя в трудной ситуации.