Что такое «храм имени Божию»?
Мы продолжаем обсуждать тему имен и хотели бы обратиться к одному загадочному библейскому выражению: «храм имени Господа, Бога Израилева». Как имени можно построить храм? Какие религиозные воззрения стоят за этой идеей? Продолжаем разбирать вместе книгу митрополита Волоколамкого Илариона «Священная тайна Церкви», посвященную богословию имени.
Эти рассуждения особенно уместны сейчас, когда мы встретили праздник святой Пятидесятницы. Ранее мы публиковали материал о том, что сошествие Святого Духа, возможно, произошло не в горнице, а в Иерусалимском храме, где Пресвятая Дева Мария, апостолы и другие ученики Христовы собрались для молитвы (смотрите нашу публикацию «Как полгорода могли услышать учеников в Сионской горнице?»).
Итак, какие богословские идеи побудили когда-то царя Соломона воздвигнуть первый храм на святой горе — храм божественному имени?
Ветхозаветный религиозный культ проникнут страхом перед священным именем Божиим. Об этом с особенной яркостью свидетельствует повествование из 3-й Книги Царств о строительстве Соломоном храма. Характерно, что храм Соломонов описывается не как храм Господу, а как храм «имени Господню»:
Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень. Тогда сказал Соломон: Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле; я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки. И обратился царь лицем своим, и благословил все собрание Израильтян <...> и сказал: <...> У Давида, отца моего, было на сердце построить храм имени Господа, Бога Израилева; но Господь сказал Давиду, отцу моему: «у тебя есть на сердце построить храм имени Моему; хорошо, что это у тебя лежит на сердце; однако не ты построишь храм имени Моему, а сын твой, исшедший из чресл твоих, он построит храм имени Моему» <...> И стал Соломон перед жертвенником Господним впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки к небу, и сказал: <...> Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил. Но призри на молитву раба Твоего и на прошение его <...> Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: «Мое имя будет там», услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем <...> Когда народ Твой Израиль будет поражен неприятелем за то, что согрешил пред Тобою, и когда они обратятся к Тебе, и исповедают имя Твое, и будут просить и умолять Тебя в сем храме; тогда Ты услышь с неба, и прости грех народа Твоего <...> Если и иноплеменник, который не от Твоего народа Израиля, придет из земли далекой ради имени Твоего, — ибо и они услышат о Твоем имени великом и о Твоей руке сильной и о Твоей мышце простертой, — и придет он и помолится у храма сего: услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое, чтобы боялись Тебя <...> чтобы знали, что именем Твоим называется храм сей <...> [1]
В этом рассказе обращает на себя внимание тесная связь между понятиями славы Божией и имени Божия.
Что такое слава Божия? Адекватно перевести это понятие на современный язык невозможно: в Ветхом Завете в него вкладывали прежде всего представление о таинственном Присутствии Божием, являемом в зримых образах (облака, огня). Так например, слава Божия явилась народу израильскому в облаке, когда народ возроптал на Господа [2]; слава Божия сошла в виде облака на гору Синай и пребывала на ней в течение шести дней: вид славы Божией при этом описывается как «огонь поедающий» [3].
Слава Божия нередко оказывается локализованной в каком-либо конкретном месте или связанной с тем или иным священным предметом: облако славы Божией наполняет скинию завета [4], оно же является над золотой крышкой ковчега [5]. Слава Божия и ковчег тесно связаны: потеря ковчега означает утрату славы Божией [6]. Важность ковчега завета обусловлена тем, что на нем «нарицалось имя Господа Саваофа» [7]. Сам Бог избрал это деревянное сооружение местом Своего присутствия и откровения: «Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою <...>» [8] Впоследствии, в таргумической литературе, присутствие Божие над крышкой ковчега будет обозначено термином «Шехина», означающим «присутствие Божие» [9].
Та слава Божия, которая до построения Соломоном храма ассоциировалась со скинией и ковчегом завета, теперь наполняет собой весь храм, причем все, что находится в храме, возвещает славу Божию [10]. Если слава Божия есть опыт божественного присутствия, ощущаемого людьми, которые приходят в храм, то имя Божие является как бы концентрированным выражением этой славы, ее вершиной и кульминацией. Слава Божия действует в имени Божием и через имя Божие. Мы опять встречаемся с тем же пониманием, с которым встречались при рассмотрении рассказа о явлении Бога Моисею на Синае.
И другой важнейший момент. Вся жизнь Соломонова храма сосредоточена вокруг почитания имени Божия: храм называется именем Господним; в храме пребывает имя Господне; в храм приходят, услышав о имени Господнем; в храме исповедуют имя Господне. Священное имя Яхве определяет весь богослужебный строй храма. Даже после того как первый храм будет разрушен и на его месте, после возвращения евреев из вавилонского плена, будет построен второй храм, он будет по-прежнему восприниматься как место, в котором обитает имя Божие [11]. И даже когда вступит в силу запрещение произносить имя Яхве и это имя в устной речи станут заменять на другие (такие как Adonay или El Shadday), священник единожды в год, в праздник Очищения, будет входить во святилище специально для того, чтобы там — со страхом и трепетом — шепотом произнести над крышкой ковчега это священное имя.
Культ имени Божия занимает центральное место в Псалтири, где говорится, что имя Божие велико, славно, свято и страшно, где оно является объектом любви, восхваления, прославления, благоговейного почитания, упования, страха, похвалы. Приведем некоторые наиболее выразительные стихи псалмов, в которых упоминается имя Божие:
- И будут хвалиться Тобою любящие имя Твое (5:12).
- Господи Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле (8:2).
- И будут уповать на Тебя знающие имя Твое (9:11).
- Да защитит тебя имя Бога Иаковлева (19:2).
- Буду возвещать имя Твое братьям моим (21:23).
- Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе (33:4).
- Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки (44:18).
- Вечно буду славить Тебя <...> и уповать на имя Твое, ибо оно благо перед святыми Твоими (51:11).
- Боже! Именем Твоим спаси меня (53:3).
- Ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего (60:6).
- Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превознесите шествующего на небесах; имя Ему: Господь (67:5).
- Я буду славить имя Бога моего <...> (68:31).
- Будет имя Его вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя Его. И благословятся в нем [12] племена, все народы ублажат его. Благословен Господь Бог <...> И благословенно имя славы Его <...> (71:17—19).
- Совсем осквернили жилище имени Твоего <...> Вечно ли будет хулить противник имя Твое? <...> Враг поносит Господа, и люди безумные хулят имя Твое (73:7, 10, 18).
- Нищий и убогий да восхвалят имя Твое (73:21).
- Славим Тебя, Боже, славим; ибо близко имя Твое (74:2).
- Ведом во Иудее Бог; у Израиля славно имя Его (75:2).
- Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего (78:9).
- Все народы, Тобою сотворенные, придут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое (85:9).
- Пойте Господа, благословляйте имя Его (95:2).
- Да славят великое и страшное имя Твое: свято оно (98:3).
- Свято и страшно имя Его (110:9).
- Призри на меня и помилуй меня, как поступаешь с любящими имя Твое (118:132).
- Господи! имя Твое вовек (134:13).
- Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царю мой, и благословлять имя Твое во веки и веки (144:1).
Тема имени Божия проходит через пророческие книги. У пророков Бог описывается как действующий ради имени Своего, клянущийся именем Своим, делающий Себе имя, освящающий имя Свое:
- Ради имени Моего отлагал гнев Мой, и ради славы Моей удерживал Себя от истребления их <...>[13].
- Вот, Я поклялся великим именем Моим, говорит Господь, что не будет уже на всей земле Египетской произносимо имя Мое устами какого-нибудь Иудея, говорящего: «жив Господь Бог!» [14]
- <...> Где Тот, Который вложил в сердце его Святого Духа Своего, Который вел Моисея за правую руку величественною мышцею Своею, разделил пред ними воды, чтобы сделать Себе вечное имя [15].
- <...> Так вел Ты народ Твой, чтобы сделать Себе славное имя [16].
- Но Я поступил ради имени Моего, чтоб оно не хулилось пред народами <...>[17]
- И освящу великое имя Мое, бесславимое у народов, среди которых вы обесславили его, и узнают народы, что Я — Господь, говорит Господь Бог <...>[18].
- И будет, всякий, кто призовет имя Господне, спасется <...>[19]
В одном из текстов пророка Исаии имя Господа представлено как человекообразное существо, имеющее уста, язык, шею, дыхание: «Вот, имя Господа идет издали, горит гнев Его, и пламя Его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поедающий, и дыхание Его, как разлившийся поток, который поднимается даже до шеи <...>» [20]. Впрочем, понятно, что под «именем Господа» здесь подразумевается Сам Господь, вернее, Его действие по отношению к людям, описанное в человекообразных выражениях (так называемый библейский антропоморфизм, употребляемый обычно по отношению к Богу, но в данном случае относящийся к «имени Господа»).
Можно было бы рассмотреть множество других текстов из Ветхого Завета, однако и тех, что приведены нами выше, вполне достаточно для того, чтобы составить общее представление о том, как в ветхозаветной традиции понималось имя Господне. Собственным именем Господним считалось имя Яхве, которое Сам Бог открыл Моисею. Это имя отождествлялось с Богом, оно было неотделимо от Бога. Имени Яхве воздавали благоговейное поклонение, перед ним трепетали, его боялись, на него уповали, его воспевали, его любили. Имя Яхве воспринималось как наивысший момент откровения славы Божией и как точка встречи между человеком и Богом. К прочим именам Божиим, упоминаемым в Библии, тоже относились с благоговением, однако воспринимали их прежде всего как толкования имени Яхве, стоявшего в центре богооткровенной религии. Как писал Вл. Эрн, «внутренняя и безусловная цель Откровения есть священное и страшное Имя Божие в его существе, т.е. в его премирной славе и в неизреченных глубинах его Божественных свойств, а не отсветы и зарницы Имен Божиих, благодатно озаряющие снежные вершины человеческой мысли» [21].
Знание имени Яхве отождествлялось с поклонением истинному Богу, тогда как незнание его означало поклонение ложным богам. Израильский народ считал имя Яхве особой святыней, вверенной ему, и клялся навсегда сохранить верность ему: «Ибо все народы ходят, каждый во имя своего бога; а мы будем ходить во имя Господа Бога нашего во веки веков» [22]. Хождением во имя Господа здесь названо не что иное как вера в единого Бога — то, что коренным образом отличало религию богоизбранного народа от всех других верований древнего мира.
Мы можем суммировать сказанное о почитании имени Божия в Ветхом Завете словами архимандрита (впоследствии архиепископа) Феофана (Быстрова), автора монографии на тему «Тетраграмма, или Ветхозаветное Божественное Имя», опубликованной в 1904 году:
«<...> Мысль о глубокой древности рассматриваемого великого имени божественного представляется нам заслуживающей самого глубокого внимания. По существу своему, это есть имя Бога живаго и проявляющего Свою жизнь в откровении. И, как такое, оно, нам думается, весьма вероятно современно существованию откровения и, следовательно, существует с самого начала человеческой истории. Возникло оно, по нашему мнению, вероятно еще во время жизни первых людей в раю. Как известно, здесь человеком даны были имена животным и, конечно, всем предметам видимого мира. Не может быть, чтобы Существо, с которым он наиболее находился в общении, осталось у него без имени. А из возможных и известных из откровения имен божественных имя „Сый“ для этой цели было как нельзя более подходящим. Превысший всякой сущности и человеческого примышления, благий и все превосходящий добротою Создатель мира сотворил человека по образу Своему и внедрил таким образом в самые основания духовной человеческой природы мысль и ведение о собственной Своей вечности, чрез это самое соделал его, по выражению св. Афанасия Великого, созерцателем и знателем Сущего, чтобы человек, беседуя с Богом, жил блаженною и бессмертною жизнью. Из этого созерцания Бога светлым, не омраченным греховною нечистотою, разумом первозданного человека, можно думать, и возникло настоящее имя. Но и после падения, когда союз человека с Богом расторгся и созерцание Бога умом прекратилось, имя это продолжало сохранять для человека полное значение; хотя и изменялось в своем религиозно-историческом содержании сообразно с ходом всего сотериологического откровения вообще. Само собою понятно, что, когда имени „Сый“ приписывается такая глубокая древность, то имеется в виду не внешняя звуковая оболочка имени, древность которой, конечно, не может простираться далее древности языка, ее создавшего, но самая идея живого Бога, в известный исторический момент нашедшая себе воплощение в тетраграмме. При таком воззрении идея Бога „Сущего“ самым тесным образом связывается со всем ветхозаветным откровением и представляется отражающей на себе все судьбы этого откровения [23]».
[1] 3 Цар. 8:10—43.
[2] Исх. 16:7—10.
[3] Исх. 24:15—17.
[4] Исх. 40:34—35.
[5] Лев. 16:13.
[6] 1 Цар. 4:21—22.
[7] 2 Цар. 6:2. Имя twabx встречается в Ветхом Завете 279 раз, из них 206 раз в сочетании с именем Яхве (twabx hwhy). См.: Jacob E. Theology of the Old Testament. Translated by A. W. Heathcote and Ph. J. Allcock. London, 1958. P. 54; Koehler L. Old Testament Theology. P. 49. Подробнее об этом имени Божием см. в: Mettinger T. N. D. In Search of God. P. 123—157.
[8] Исх. 25:22.
[9] О Шехине см., в частности: Буйе Л. О Библии и Евангелии. Брюссель, 1988. С. 90—103; Kadushin M. The Rabbinic Mind. New York, 1972. P. 222—261.
[10] Ср.: Пс. 28:9 («и во храме Его все возвещает о Его славе»).
[11] Ср.: 1 Езд. 6:12.
[12] В имени.
[13] Ис. 48:9.
[14] Иер. 44:26.
[15] Ис. 63:12.
[16] Ис. 63:14.
[17] Иез. 20:9.
[18] Иез. 36:23.
[19] Иоиль 2:32. Ср.: Деян. 2:21; Рим. 10:13.
[20] Ис. 30:27—28.
[21] Эрн В. Разбор Послания Св. Синода об Имени Божием. М., 1917. С. 30—31.
[22] Мих. 4:5.
[23] Феофан (Быстров), архимандрит. Тетраграмма или Ветхозаветное Божественное Имя. С. 166—167.