Часть вторая. О вере. / О третьем члене Символа веры
148. О КОМ ГОВОРИТСЯ В СИМВОЛЕ ВЕРЫ «СОШЁЛ С НЕБЕС»?
«Сошел с Небес» – так сказано в Символе веры о Сыне Божием.
149. КАК БОГ МОГ СОЙТИ С НЕБЕС, ЕСЛИ ОН ВЕЗДЕСУЩ?
Сказано: «Бог сошел с Небес», – хотя Он как Бог Вездесущ. Справедливо, что Он Вездесущ, и потому Он всегда на Небе и всегда на земле; но на земле прежде был Он невидим, а потом явился во плоти; в этом смысле сказано, что Он сошел с Небес.
150.
Ин.3, 13).
151. ДЛЯ ЧЕГО СЫН БОЖИЙ СОШЁЛ С НЕБЕС?
Сын Божий сошел с Небес «нас ради человек и нашего ради спасения», как сказано в Символе веры.
152. КОГО ПРИШЁЛ СПАСТИ СЫН БОЖИЙ?
Сказано, что Сын Божий сошел с Неба нас ради человек, в том смысле, что Он пришел на землю не для одного какого-либо народа и не для некоторых людей, но для (спасения) всех нас, людей, вообще.
153. ОТ ЧЕГО ПРИШЁЛ СПАСТИ ЛЮДЕЙ СЫН БОЖИЙ?
Спасти человеков пришел на землю Сын Божий от греха, проклятия и смерти.
154. ЧТО ТАКОЕ ГРЕХ?
1Ин.3, 4).
155. ОТКУДА ГРЕХ ВОШЁЛ В ЛЮДЕЙ?
1Ин.3, 8).
156. КОГДА ГРЕХ ВОШЁЛ В ЛЮДЕЙ?
Грех перешел от диавола к людям, когда диавол прельстил Еву и Адама и склонил их преступить заповедь Божию.
157. КАКУЮ ЗАПОВЕДЬ НАРУШИЛ АДАМ?
Бог заповедал Адаму в раю, чтобы он не вкушал плодов древа познания добра и зла, и при этом сказал ему, что как только он их вкусит, то смертью умрет.
158. ПОЧЕМУ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА БЫЛО СМЕРТОНОСНЫМ НАРУШЕНИЕ ЗАПОВЕДИ?
Для человека стало смертоносным вкушение плода от древа познания добра и зла потому, что оно соединено было с непослушанием воле Божией. Таким образом, непослушание отделяло человека от Бога и благод
ати Его и отчуждало от жизни в Боге.
159. ПОЧЕМУ РАЙСКОЕ ДЕРЕВО НАЗЫВАЛОСЬ «ДРЕВОМ ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА»?
Наименование древа познания добра и зла соответствует своему существу, потому что человек через это древо познал на опыте, какое добро заключается в послушании воле Божией и какое зло – в противлении ей.
160. ПОЧЕМУ ОКАЗАЛОСЬ ВОЗМОЖНЫМ НЕПОСЛУШАНИЕ ВОЛЕ БОЖИЕЙ?
Адам и Ева послушались диавола вопреки воле Божией. Бог, по благости Своей, при сотворении человека дал ему волю, естественно, расположенную любить Бога, но притом свободную, а человек употребил во зло эту свободу.
161. КАК ДИАВОЛ ПРЕЛЬСТИЛ АДАМА И ЕВУ?
Диавол прельстил Адама и Еву следующим образом. Ева увидела в раю змия, который уверял ее, что если люди вкусят (отведают) плодов древа познания добра и зла, то будут знать добро и зло и будут, как боги. Ева прельстилась этим обещанием и красотой плодов и вкусила; Адам вкусил по ее примеру.
162. ЧТО ПРОИЗОШЛО ОТ ГРЕХА АДАМА?
От греха Адама произошли проклятие и смерть.
16З. ЧТО ТАКОЕ ПРОКЛЯТИЕ?
Быт.3, 17).
164. КАКОГО РОДА СМЕРТЬ ПРОИЗОШЛА ОТ ГРЕХА АДАМА?
От греха Адама произошла смерть двоякая: телесная, когда тело лишается души, которая оживляла его, и духовная, когда душа лишается благодати Божией, которая оживляла ее высшей духовной жизнью.
165. КАК УМИРАЕТ ДУША?
Душа может умереть, но не так, как тело. Тело, когда умирает, теряет чувства и разрушается, а душа, когда умирает через грех, лишается духовного света, радости и блаженства, но не разрушается и не уничтожается, а остается в состоянии мрака, скорби и страдания.
166. ПОЧЕМУ НЕ ОДНИ ПЕРВЫЕ ЛЮДИ УМЕРЛИ, НО И ВСЕ ЛЮДИ УМИРАЮТ?
Не одни первые люди умерли, но все умирают, потому что все родились от Адама, зараженного грехом, и сами грешат. Как от зараженного источника течет зараженный поток, так от родоначальника, зараженного грехом и потому смертного, происходит зараженное грехом и потому смертное потомство.
167. КАК ГОВОРИТ ОБ ЭТОМ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ?
Рим.5, 12).
168. БЫЛИ ЛИ ПОЛЕЗНЫ ЧЕЛОВЕКУ ПЛОДЫ ДЕРЕВА ЖИЗНИ?
Плоды древа жизни не были полезны человеку после греха: он не мог вкушать их, ибо был изгнан из рая.
169. ОСТАВАЛАСЬ ЛИ У ЛЮДЕЙ НАДЕЖДА НА СПАСЕНИЕ?
Когда первые люди исповедали перед Богом грех свой, то Бог, по милосердию Своему, дал им надежду на спасение.
170. В ЧЁМ СОСТОЯЛА ЭТА НАДЕЖДА?
Быт.3, 15).
171. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЭТО ОБЕЩАНИЕ?
Это значит, что Господь Иисус Христос победит диавола, прельстившего людей, и избавит их от греха, проклятия и смерти.
172. ПОЧЕМУ ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС НАЗВАН «СЕМЕНЕМ ЖЕНЫ»?
Господь Иисус Христос назван Семенем Жены, потому что Он родился на земле без мужа от Пресвятой Девы Марии.
173. КАКАЯ ПОЛЬЗА ДЛЯ ЛЮДЕЙ ЗАКЛЮЧАЛАСЬ В ЭТОМ ОБЕЩАНИИ?
Польза от этого обещания была такова, что люди могли спасительно веровать в Грядущего Спасителя, подобно тому, как мы веруем в Пришедшего.
174. ВСЕ ЛИ ЛЮДИ В ДРЕВНОСТИ ВЕРИЛИ В ГРЯДУЩЕГО СПАСИТЕЛЯ?
Немногие люди в древние времена веровали в Грядущего Спасителя, большая же часть их забыла обещание Божие о Спасителе.
175. ПОВТОРЯЛ ЛИ БОГ ЛЮДЯМ СВОЁ ОБЕЩАНИЕ?
Быт.22, 18). То же обещание повторил Он после пророку Давиду следующими словами: 2Цар.7, 12–13).
176. ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД СЛОВОМ «ВОПЛОЩЕНИЕ»?
Под словом «воплощение» подразумевается то, что Сын Божий принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и соделался человеком, не переставая быть Богом.
177.
Ин.1, 14).
178. ПОЧЕМУ О СЫНЕ БОЖИЕМ ТАКЖЕ СКАЗАНО, ЧТО ОН «ВОЧЕЛОВЕЧИЛСЯ»?
В Символе веры после того, как о Сыне Божием сказано, что Он воплотился, добавлено также, что Он вочеловечился. Сделано это для того, чтобы кто-либо не подумал, что Сын Божий принял одну плоть, или тело, но чтобы признавали в Нем Совершенного Человека, состоящего из тела и души.
179.
1Тим.2, 5).
180. СКОЛЬКО ЕСТЕСТВ В ГОСПОДЕ ИИСУСЕ ХРИСТЕ?
В Господе Иисусе Христе не одно естество. В Нем находятся нераздельно и неслиянно два естества, Божественное и Человеческое, и, соответственно этим естествам, две воли.
181. СКОЛЬКО ЛИЦ В ГОСПОДЕ ИИСУСЕ ХРИСТЕ?
И не два лица, но Одно Лицо, Бог и Человек вместе, одним словом Богочеловек.
182. ЧТО В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ ГОВОРИТСЯ О ВОПЛОЩЕНИИ СЫНА БОЖИЯ ОТ СВЯТОГО ДУХА И ДЕВЫ МАРИИ?
Лк.1, 34–35).
183. КТО БЫЛА ДЕВА МАРИЯ?
Святая Дева Мария происходила из племени Авраама и Давида, из рода которых надлежало произойти Спасителю, по обетованию Божию, Она была обручена Иосифу из того же племени, чтобы он был Ее хранителем, ибо Она была посвящена Богу с обетом пребывать всегда Девой.
184. ПОЧЕМУ МЫ ИМЕНУЕМ ЕЁ ПРИСНОДЕВОЙ?
Пресвятая Мария действительно всегда пребывала и пребывает Девой прежде рождения, во время рождения и после рождения Спасителя, и поэтому Она называется Приснодевой.
185. ПОЧЕМУ МЫ ИМЕНУЕМ ДЕВУ МАРИЮ БОГОРОДИЦЕЙ?
Православная Церковь почтила Пресвятую Деву Марию еще одним великим наименованием – Богородица.
186.
Ис. 7, 14), которые повторяет евангелист Матфей: Мф. 1, 23). Праведная Елисавета также называет Пресвятую Деву Матерью Господа: Лк.1, 43). А это наименование равнозначно наименованию Богородицей.
187.
Пресвятая Дева наречена Богородицей в следующем смысле. Хотя Господь Иисус Христос родился от Нее не по Божеству Своему, которое вечно, а по человечеству, однако Она достойно наречена Богородицей, потому что Родившийся был в самом зачатии и рождении, как и всегда есть, истинный Бог.
188. КАКОВО ДОСТОИНСТВО ДЕВЫ МАРИИ?
О высоком достоинстве Пресвятой Девы Марии нужно рассуждать так. Будучи Матерью Господа, Она превосходит благодатью и приближением к Богу, а следовательно, и достоинством всякое сотворенное существо, и потому Православная Церковь чтит Ее превыше Херувимов и Серафимов.
189.
В связи с рождением Господа Иисуса Христа от Пресвятой Богородицы следует заметить и то, что поскольку рождение это было совершенно святым и чуждым греха, то оно было и безболезненным, в то время как в числе наказаний за грех определил Бог Еве в болезнех родити чада (прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн 4. Гл.14.С.6).
190. ПО КАКИМ ПРИЗНАКАМ ЛЮДИ МОГЛИ УЗНАТЬ РОДИВШЕГОСЯ СПАСИТЕЛЯ?
Ис.7, 14). Пророк Михей предсказал, что Спаситель родится в Вифлееме, и предсказание это иудеи понимали именно так еще раньше, чем узнали о самом событии (Мф.2, 4–6).
Мал.3, 4–5). Пророк Захария предсказал торжественный вход Спасителя в Иерусалим (Зах.9, 9). Пророк Исаия с удивительной ясностью предсказал страдания Спасителя (Ис.53), Пророк Давид в псалме 21 изобразил крестные страдания Спасителя с такой точностью, как если бы о них написано было возле самого креста. Пророк Даниил за 490 лет предсказал явление Спасителя, Его крестную смерть и последовавшее за ней разрушение храма и Иерусалима и прекращение ветхозаветных жертв (Дан.9).
191. УЗНАЛИ ЛИ ЛЮДИ О РОДИВШЕМСЯ СПАСИТЕЛЕ?
Мф.3, 17). Подобный глас был о Нем Апостолам Петру, Иакову и Иоанну во время Преображения Его на горе Фавор: Мф.17, 5). Кроме того, весьма многие узнали Спасителя по превосходству (необычной высоте) Его учения и особенно по чудесам, которые Он творил.
192. КАКИЕ ЧУДЕСА СОВЕРШИЛ ИИСУС ХРИСТОС?
Господь Иисус Христос совершал многие чудеса. Людей, одержимых неизлечимыми болезнями и беснованием, Он исцелял во мгновение ока – одним словом или прикосновением руки и даже через их прикосновение к Его одежде. Однажды пятью, а в следующий раз семью хлебами Он напитал в пустынном месте несколько тысяч человек. Ходил по водам и словом укрощал бурю, воскрешал мертвых: воскресил сына вдовы наинской, дочь Иаира и праведного Лазаря – уже на четвертый день после его смерти.
193. КАКИМ ОБРАЗОМ СОВЕРШИЛ ИИСУС ХРИСТОС НАШЕ СПАСЕНИЕ?
Поскольку Сын Божий воплотился для нашего спасения, то Он совершил спасение наше учением Своим, жизнью Своей, смертью Своей и Воскресением.
194. КАКИМ БЫЛО УЧЕНИЕ СПАСИТЕЛЯ?
Мк.1, 14–15).
195. ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ СПАСИТЕЛЬНО ДЛЯ НАС УЧЕНИЕ ХРИСТА?
1Пет.1, 23).
196. ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ СПАСИТЕЛЬНА ДЛЯ НАС ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА?
Ин.12, 26).