Часть вторая. О вере. / О первом члене Символа веры
76. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ВЕРОВАТЬ В БОГА?
Веровать в Бога – значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать слово Откровения Его о спасении рода человеческого.
77.
Евр.11, 6). Апостол действие веры в христианах изображает в следующей молитве о них к Богу: Еф.3, 16–17).
78. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ДЕЙСТВИЕМ ВЕРЫ В БОГА?
Ближайшим и непременным действием сердечной веры в Бога должно быть исповедание самой веры.
79. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИСПОВЕДОВАТЬ ВЕРУ В БОГА?
Исповедовать веру – значит открыто признавать, что мы держимся православной веры, и притом с такой искренностью и твердостью, чтобы ни прельщения, ни угрозы, ни мучения, ни сама смерть не могли заставить нас отречься от веры в Истинного Бога и в Господа нашего Иисуса Христа.
80. НЕОБХОДИМО ЛИ ОТКРЫТО ИСПОВЕДОВАТЬ СВОЮ ВЕРУ?
Рим.10, 10).
81.
Для спасения нужно не только веровать, но и исповедовать православную веру, потому что если бы кто-нибудь для сохранения временной жизни или земных выгод отрекся от исповедания православной веры, то показал бы этим, что не имеет истинной веры в Бога Спасителя и в будущую блаженную жизнь.
82. ПОЧЕМУ В СИМВОЛЕ ВЕРЫ ГОВОРИТСЯ О ВЕРЕ В ЕДИНОГО БОГА?
В Символе веры не сказано: верую в Бога, но с прибавлением во Единаго Бога – для того, чтобы отвергнуть ложное учение язычников, которые, почитая тварь Богом, думали, что богов много.
83. КАК СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О ЕДИНСТВЕ БОЖИЕМ?
1Кор.8, 4–6).
84. ВОЗМОЖНО ЛИ ПОЗНАНИЕ СУЩЕСТВА БОЖИЯ?
Само Существо Божие познать нельзя. Оно выше всякого познания не только человека, но и Ангелов.
85.
1Тим.6, 16).
86. КАКОВЫ СВОЙСТВА БОЖИИ?
Следующие понятия о Существе и существенных свойствах Божиих можно заимствовать из Откровения Божия: Бог есть Дух Вечный, Всеблагой, Всеведущий, Всеправедный, Всемогущий, Вездесущий, Неизменяемый, Вседовольный, Всеблаженный.
87.
Ин.4, 24). О вечности Божией говорит пророк Давид: Пс.89, 3). В Апокалипсисе читается следующее славословие Богу: Апок.4, 8). Апостол Павел говорит, что Евангелие возвещено Рим.14, 25).
Мф.19, 17). Апостол Иоанн говорит: 1Ин.4, 16). Пророк Давид воспевает: Пс.144, 8–9).
1Ин.3, 20). Апостол Павел восклицает: Рим.11, 33).
Пс.10, 7). Апостол Павел говорит, что Бог Рим.2, 6, 11).
Пс.32, 9). Архангел Гавриил говорит в Евангелии: Лк.1, 37).
Пс.138, 7–12).
Иак.1, 17).
Деян.17, 25). Он же именует Бога Блаженным и Единым Сильным, Царем царствующих и Господом господствующих (1Тим.6, 15).
88. ПОЧЕМУ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ПРИПИСЫВАЕТ БОГУ ТЕЛЕСНЫЕ ОРГАНЫ?
Бог есть Дух, однако Священное Писание приписывает Ему телесные члены, например сердце, очи, уши, руки. Священное Писание приспосабливается в этом к обычному человеческому языку, а понимать это надо в духовном и высшем смысле, например, сердце Божие значит Благость, или Любовь Божия, очи и уши означают Всеведение, руки – Всемогущество.
89. ГДЕ ОБИТАЕТ БОГ?
Мф.18, 20).
90. КАК ПОНИМАТЬ СЛОВА СИМВОЛА «ВЕРУЮ ВО ЕДИНАГО БОГА ОТЦА»?
Слова Символа Верую во Единаго Бога Отца нужно понимать в смысле отношения к тайне Святой Троицы, потому что Бог есть един по Существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух – Троица Единосущная и Нераздельная.
91. КАК ГОВОРИТ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ О СВЯТОЙ ТРОИЦЕ?
Мф.28, 19); 1Ин.5, 7).
92. ГОВОРИТЬСЯ ЛИ О ТРОИЦЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ?
Пс.32, 6). Ис.6, 3).
93. МОЖНО ЛИ ПОСТИГНУТЬ ТРИЕДИНСТВО БОЖИЕ?
1Кор.2, 11).
94. КАКОВО РАЗЛИЧИЕ ЛИЦ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ?
Между Лицами Святой Троицы различие в том, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Дух Святой предвечно исходит от Отца.
95. КАКОЕ ДОСТОИНСТВО ИМЕЮТ ЛИЦА СВЯТОЙ ТРОИЦЫ?
Три Ипостаси, или Лица Пресвятой Троицы, – совершенно равного Божественного достоинства. Как Отец есть Истинный Бог, так равно и Сын есть Истинный Бог, и Дух Святой есть Истинный Бог, но притом так, что в Трех Ипостасях есть един только Триипостасный Бог.
96. ПОЧЕМУ БОГ НАЗЫВАЕТСЯ ВСЕДЕРЖИТЕЛЕМ?
Бог называется Вседержителем потому, что Он все что ни есть содержит в Своей силе и в Своей воле.
97. ПОЧЕМУ БОГА МЫ ИМЕНУЕМ ТВОРЦОМ?
Слова Символа веры: Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым говорят о том, что все сотворено Богом и ничто не может быть без Бога.
98.
Быт. 1:1). Апостол Павел об Иисусе Христе, Сыне Божием, говорит: Кол.1, 16).
99. КОГО МЫ ПОДРАЗУМЕВАЕМ ПОД НАЗВАНИЕМ «НЕВИДИМЫХ»?
В Символе веры под наименованием невидимых следует понимать невидимый, или духовный, мир, к которому принадлежат Ангелы.
100. КТО ТАКИЕ АНГЕЛЫ?
Ангелы – духи бесплотные, одаренные умом, волей и могуществом.
101.
Слово «Ангел» означает «вестник».
102.
Они так названы потому, что Бог посылает их возвещать волю Свою. Так, например, Архангел Гавриил послан был возвестить Пресвятой Деве Марии зачатие Спасителя.
103. КТО СОТВОРЕН РАНЬШЕ: ЛЮДИ ИЛИ АНГЕЛЫ?
Невидимое сотворено прежде видимого, и Ангелы – прежде людей (Православное исповедание. Ч.1, вопрос 18).
104.
Иов.38, 6–7).
105. КТО ТАКИЕ АНГЕЛЫ ХРАНИТЕЛИ?
Пс.90, 11).
106.
Мф.18, 10).
107. КТО ТАКИЕ ДЕМОНЫ?
Не все ангелы добры и благодетельны. Есть злые ангелы, которых иначе называют диаволами (или бесами).
108.
Иуд.1, 6).
109. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО «ДИАВОЛ»?
Слово «диавол» означает «клеветник», или «обольститель».
110. ПОЧЕМУ ЗЛЫЕ АНГЕЛЫ НАЗЫВАЮТСЯ ДИАВОЛАМИ?
Злые ангелы называются диаволами, т.е. клеветниками, или обольстителями, потому что стараются коварствовать (являть свою хитрость) в отношении людей и, обольщая их, внушать им ложные мысли и злые желания.
Ин.8, 44).
111. ЧТО ГОВОРИТ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ О СОТВОРЕНИИ МИРА?
Быт.2, 2).
112. ТАКИМИ ЛИ СОТВОРЕНЫ ВИДИМЫЕ ТВАРИ, КАК ОНИ ВЫГЛЯДЯТ СЕЙЧАС?
Видимые твари сотворены не такими, какими видим их ныне. При сотворении все было добро зело, т.е. чисто, прекрасно и безвредно.
113. КАКОВА ОСОБЕННОСТЬ СОТВОРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА?
Быт. 1:26). И сотворил Бог тело первого человека – Адама из земли; вдунул в лицо его дыхание жизни; ввел Адама в рай; дал ему в пищу, помимо прочих райских плодов, плоды древа жизни; наконец, взяв у Адама во время сна ребро, из него создал первую жену – Еву (Быт.2, 21–22).
114. В ЧЁМ СОСТОИТ ОБРАЗ БОЖИЙ?
Еф.4, 24).
115. ЧТО ТАКОЕ ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ?
Дыхание жизни – это душа, существо духовное и бессмертное.
116. ЧТО ТАКОЕ РАЙ?
Слово «рай» означает «сад». Так названо прекрасное и блаженное жилище первого человека, описанное в книге Бытие как подобное саду.
117. КАК МЫ ПОНИМАЕМ РАЙ, В КОТОРОМ ПРЕБЫВАЛИ ПЕРВЫЕ ЛЮДИ?
Рай, в котором пребывали первые люди, был для тела вещественным, как видимое блаженное жилище; а для души – духовным, как состояние благодатного общения с Богом и духовного созерцания тварей (свт. Григорий Богослов. Слово 38, 42; прп. Иоанн Дамаскин. Богословие. Кн.2. Гл.12. С.3).
118. ЧТО ТАКОЕ ДЕРЕВО ЖИЗНИ?
Древо жизни – это такое древо, питаясь плодами которо
го человек был безболезнен и бессмертен телом.
119. ПОЧЕМУ ЕВА СОЗДАНА ИЗ РЕБРА АДАМА?
Ева создана из ребра Адама для того, чтобы весь род человеческий, по своему происхождению, был одним телом и чтобы поэтому люди естественно склонны были любить и беречь друг друга.
120. КАКОВО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА?
Бог сотворил человека с таким назначением, чтобы он познавал Бога, любил и прославлял Его и через это вечно блаженствовал.
121. ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕМ БОЖИИМ?
Изволение Божие о предназначении человека к вечному блаженству имеет в учении веры особое наименование – предопределение Божие.
122.
Еф.1, 4).
123. КАКОВО ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ БОЖИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЛЮДЯМ ВООБЩЕ, И К КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ В ЧАСТНОСТИ?
Предопределение Божие по отношению к людям вообще и к каждому человеку порознь нужно понимать так. Бог предопределил всем людям даровать, и действительно даровал, предваряющую благодать и верные средства к достижению блаженства; а тех, кто даруемую Им благодать добровольно приемлет, употребляет дарованные Им спасительные средства и идет показанным Им путем спасения, собственно предопределил к блаженству.
124.
Рим.8, 29)
125.
В Изложении веры Восточных Православных Патриархов об этом сказано: «Поелику Он предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своею свободною волею, а другие худо, то посему одних предопределил к славе, а других осудил» (член 2-й).
126. ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ПРОМЫСЛОМ БОЖИИМ?
Вслед за сотворением мира и человека непосредственно следует действие Божие по отношению к миру, и особенно к человеку, называемое Промыслом Божиим.
127.
Промысл Божий есть непрестанное действие Всемогущества, Премудрости и Благости Божиих, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям.
128. КАК ГОВОРИТСЯ О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ?
Мф.6, 26). В этом изречении виден как общий Промысл Божий о тварях, так и особый – о человеке. Весь псалом 90 есть изображение особого и многообразного Промысла Божия о человеке.