В чем состояла «работа» пророка?
Елена Черкасова, Иона во чреве кита.
Источник: Демид / Fotoload
Еврейский термин נביא — nāḇi’ обычно переводимый как «пророк», буквально означает «призванный». Этим словом в Древнем Израиле называли людей, которых Бог призывал особым образом, на особое служение. Библейские пророки имели опыт непосредственного общения с Богом: они получали от Бога откровения и передавали его людям. Деятельность некоторых пророков, таких как Илия, Елисей, Самуил, описана в исторических книгах Библии. От других пророков — Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и двенадцати так называемых «малых пророков» — остались книги, надписанные их именами. Именно эти книги1 За исключением книги Даниила, которая в еврейской традиции относится к разделу «Кетувим» ( כתובים kǝṯuḇim, Писания). в совокупноcти с историческими2 Т. е. книгами Иисуса Навина, Судей и четырьмя книгами Царств (в еврейской традиции — 1-я и 2-я книги Самуила и 1-я и 2-я книги Царей соответственно). Книги Руфь и Паралипоменон в еврейской традиции относятся к разделу «Кетувим». назывались словом «Невиим» ( נביאים — nəḇi’im, Пророки): на ряду с Торой (Законом), их читали и толковали в синагогах.
Пророки были людьми, вдохновляемыми Духом Божиим. Отрывок из книги Исаии, который Иисус прочел в назаретской синагоге (Лк. 4:16–20), начинался словами: Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное... (Ис. 61:1–2). Царь и пророк Давид свидетельствует о себе: Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня (2 Цар. 23:2). Пророк Михей пишет: и устыдятся прозорливцы, и посрамлены будут гадатели, и закроют уста свои все они, потому что не будет ответа от Бога. А я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости, чтобы высказать Иакову преступление его и Израилю грех его (Мих. 3:7–8). Здесь пророк, вдохновленный Духом Божиим, противопоставляет себя ложным прозорливцам и гадателям, взывающим к Богу, но не получающим ответа подобно жрецам Вааловым, которые взывали к своему божеству, но оно не слышало их (3 Цар. 18:26–29).
В книгах пророков многократно употребляются формулы «было ко мне слово Господне», «так говорит Господь», «и сказал мне Господь» и другие подобные, указывающие на то, что через пророков Сам Бог обращался к израильскому народу. Пророки становятся проводниками воли Божией, они передают людям повеления Божии и интерпретируют их. Моисей беседует с Богом, получает от Него заповеди и законы, а потом пересказывает их народу (Исх. 24:3). Иезекиилю Бог говорит: сын человеческий! встань и иди к дому Израилеву, и говори им Моими словами (Иез. 3:4). Ионе Господь повелевает: Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня (Иона 1:2). Во всех этих и многих других упомянутых в Ветхом Завете случаях пророки действуют как передаточное звено между Богом и людьми, будь то весь народ израильский, жители отдельных городов, конкретные лица или даже одно лицо, например тот или иной царь (2 Цар. 12:1; Ис. 45:1).
Откровения от Бога нередко приходили пророкам в форме таинственных видений. Исаия начинает свою книгу словами Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии — царей Иудейских (Ис. 1:1). Эти слова служат как бы заглавием всей книги, представляющей собой целую серию видений и откровений. Первое видение связано с призванием Исаии на пророческое служение:
В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! и поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы я исцелил их (Ис. 6:1–10).
Описанное видение представлено как событие, имевшее место в конкретный период истории — в год смерти царя Озии (ввиду отсутствия единого календаря годы обычно отсчитывали по датам правления и смерти царей). Перед пророком раскрывается таинственная картина горнего мира, он видит и слышит ангелов. Видение приводит его в трепет, он осознает собственную греховность. Но Бог посылает к нему ангела, который при помощи символического действия возвещает ему прощение грехов. Затем пророк слышит призывный голос Бога и с готовностью откликается на него. Только после этого Бог оглашает ту весть, которую пророк должен передать народу израильскому.
Слушайте книги великих пророков первыми на Рождественском марафоне.
Иеремия начинает свою книгу с описания обстоятельств, при которых Бог призвал его на служение. Хронология события опять же указывается точно: оно происходит в тринадцатый год царствования Иосии, сына Амонова. Бог обращается к пророку со словами: Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя. Но пророк не сразу откликается на призыв. Он отвечает: О, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод. Бог отклоняет возражение Своего избранника: Не говори: «я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. После этого Бог простирает руку и касается уст пророка со словами: Вот, Я вложил слова Мои в уста твои. Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать (Иер. 1:1, 7, 9–10).
Книга Иезекииля открывается грандиозным видением подобия славы Господней в виде четырех человекообразных животных с четырьмя крыльями и четырьмя лицами — человека, льва, тельца и орла (Иез. 1:4–9). После того как пророк в страхе падает на лицо, он слышит голос Божий: Сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою (Иез. 2:1). В пророка входит дух, ставит его на ноги, и Бог говорит ему:
Сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня. И эти сыны с огрубелым лицом и с жестоким сердцем; к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: «так говорит Господь Бог!» Будут ли они слушать, или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них (Иез. 2:3–5).
После этого пророк видит простертую к нему руку и в ней книжный свиток с надписью: Плач, и стон, и горе (Иез. 2:10). Бог приказывает пророку съесть свиток. Он съел его, и было в устах его сладко, как мед (Иез. 3:3).
Источник: Иисус Христос. Жизнь и учение: Книга 1. Начало Евангелия.