Уничтожит ли Бог богатство?

В. И. Суриков «Богач и Лазарь»
Источник: Gallerix

Священное Писание содержит немало рассуждений о том, что материальное богатство человека обречено на гибель. Что это означает для человека в практическом плане? Предлагаем прочесть в отрывке из учебника «Соборные послания», который сейчас проходит предпечатную подготовку в Издательском доме «Познание» (текст приводится с изменениями).

Тема богатства и бедности занимает важное место в Новом Завете. Одно из ключевых рассуждений на эту тему содержится в Соборном послании апостола Иакова: 

Да хвалится брат униженный высотою своею, а богатый — унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве. Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих (Иак. 1:9–11).

Апостол Иаков во много опирается здесь на ветхозаветные образы. В Ветхом Завете неоднократно подчеркивается преходящий характер богатства, которое не способно повлиять на отношения Бога и человека и что-либо изменить в человеческой судьбе: 

Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего!

Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него:

 дорога цена искупления души их, и не будет того вовек,

 чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы.

Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество свое другим (Пс. 48:7–11).

Подобным образом, и апостол Иаков подчеркивает, что богатство не поможет в день суда:

Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам (Иак 5. 1-6).

Здесь осуждение богатства, как представляется, достигает своей кульминации: апостол говорит, что именно богачи убили Христа. Как столь резкие суждения соотносятся другими библейскими текстами, в которых затрагивается тема богатства?

Мысли, раскрытые в Послании Иакова, имеют параллели в поучениях Иисуса Христа, приведенных в Евангелиях. В первую очередь, это слова Нагорной проповеди об истинном и ложном богатстве (Мф. 16:19–21, ср. Лк. 12:33–34). Христос проводит резкое различие между сокровищем на небесах и сокровищем на земле. Сокровище на небесах — это Царство Небесное. Оно дороже всех земных богатств: от радости о нем можно отказаться от всего остального. Сокровище на земле — это как материальное благосостояние в целом, так и любые материальные блага в частности. Обладание богатством может создать угрозу для жизни человека. Но еще бóльшую угрозу оно создает для вечной жизни. Именно в таком значении слово «сокровище» употреблено и в Послании Иакова: оно указывает на земное богатство, которое становится причиной осуждения человека на Страшном суде.

Далее, одно из ключевых поучений Иисуса Христа на тему богатства — это притча о богаче и Лазаре. Эта притча, как замечает Евангелист Лука, была направлена непосредственно против фарисеев, «которые были сребролюбивы» (Лк. 16:4).

Эта притча обнаруживает с рассуждением Иакова, по крайней мере, две параллели:

  1. Богатые зачастую проявляют бессердечие. Апостол Иаков говорит о том, как землевладельцы удерживают плату у работников. Иисус обращает внимание на то, что нищий лежал у ворот богача: это значит, что богач мог видеть его, когда въезжал в свой дом или выезжал из него. Богач ни разу не помог Лазарю, хотя не имел совершенно никаких трудностей для того, чтобы сделать это.
  2. Богатство непременно утратит свою силу. Христос ненавязчиво и виртуозно показывает это в притче: нищий назван по имени, тогда как богач остается безымянным до конца текста. Этим подчеркивается контраст между двумя персонажами и между их посмертной судьбой: вряд ли при жизни многие знали имя нищего, тогда как имя богача, несомненно, было у всех на слуху. В вечности дело обстоит прямо противоположным образом.

 

Означает ли это, что богатство само по себе зло? Слова Послания Иакова здесь не оставляют очевидного утешения: богатые люди, о которых идет речь, описываются как безнравственные. Нагорная проповедь четко противопоставляет сокровище на земле и сокровище на небе. Вместе с тем, в притче о богаче и Лазаре показана незримая взаимосвязь, которая существует между этими персонажами: богач мог бы избежать своей скорбной участи, если бы помогал нищему. Пример Закхея показывает, что Христос принял покаяние неправедного богача, когда тот решился возместить убытки всем, кого обидел, и помогать нищим (Лк. 19:1–10).

Все эти направления мысли получают синтез в Первом послании к Тимофею. Повторяя мысль о тщетности богатства: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого», — автор продолжает: «…чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1 Тим. 6:17–19). Здесь под собиранием сокровища для вечной жизни понимаются добрые дела. И люди, обладающие богатством, призваны совершать добрые дела. Тленное богатство не только противопоставляется нетленному, но и становится инструментом для его собирания.