Уничтожит ли Бог богатство?
В. И. Суриков «Богач и Лазарь»
Источник: Gallerix
Священное Писание содержит немало рассуждений о том, что материальное богатство человека обречено на гибель. Что это означает для человека в практическом плане? Предлагаем прочесть в отрывке из учебника «Соборные послания», который сейчас проходит предпечатную подготовку в Издательском доме «Познание» (текст приводится с изменениями).
Тема богатства и бедности занимает важное место в Новом Завете. Одно из ключевых рассуждений на эту тему содержится в Соборном послании апостола Иакова:
Да хвалится брат униженный высотою своею, а богатый — унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве. Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих (Иак. 1:9–11).
Апостол Иаков во много опирается здесь на ветхозаветные образы. В Ветхом Завете неоднократно подчеркивается преходящий характер богатства, которое не способно повлиять на отношения Бога и человека и что-либо изменить в человеческой судьбе:
Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего!
Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него:
дорога цена искупления души их, и не будет того вовек,
чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы.
Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество свое другим (Пс. 48:7–11).
Подобным образом, и апостол Иаков подчеркивает, что богатство не поможет в день суда:
Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам (Иак 5. 1-6).
Здесь осуждение богатства, как представляется, достигает своей кульминации: апостол говорит, что именно богачи убили Христа. Как столь резкие суждения соотносятся другими библейскими текстами, в которых затрагивается тема богатства?
Мысли, раскрытые в Послании Иакова, имеют параллели в поучениях Иисуса Христа, приведенных в Евангелиях. В первую очередь, это слова Нагорной проповеди об истинном и ложном богатстве (Мф. 16:19–21, ср. Лк. 12:33–34). Христос проводит резкое различие между сокровищем на небесах и сокровищем на земле. Сокровище на небесах — это Царство Небесное. Оно дороже всех земных богатств: от радости о нем можно отказаться от всего остального. Сокровище на земле — это как материальное благосостояние в целом, так и любые материальные блага в частности. Обладание богатством может создать угрозу для жизни человека. Но еще бóльшую угрозу оно создает для вечной жизни. Именно в таком значении слово «сокровище» употреблено и в Послании Иакова: оно указывает на земное богатство, которое становится причиной осуждения человека на Страшном суде.
Далее, одно из ключевых поучений Иисуса Христа на тему богатства — это притча о богаче и Лазаре. Эта притча, как замечает Евангелист Лука, была направлена непосредственно против фарисеев, «которые были сребролюбивы» (Лк. 16:4).
Эта притча обнаруживает с рассуждением Иакова, по крайней мере, две параллели:
- Богатые зачастую проявляют бессердечие. Апостол Иаков говорит о том, как землевладельцы удерживают плату у работников. Иисус обращает внимание на то, что нищий лежал у ворот богача: это значит, что богач мог видеть его, когда въезжал в свой дом или выезжал из него. Богач ни разу не помог Лазарю, хотя не имел совершенно никаких трудностей для того, чтобы сделать это.
- Богатство непременно утратит свою силу. Христос ненавязчиво и виртуозно показывает это в притче: нищий назван по имени, тогда как богач остается безымянным до конца текста. Этим подчеркивается контраст между двумя персонажами и между их посмертной судьбой: вряд ли при жизни многие знали имя нищего, тогда как имя богача, несомненно, было у всех на слуху. В вечности дело обстоит прямо противоположным образом.
Означает ли это, что богатство само по себе зло? Слова Послания Иакова здесь не оставляют очевидного утешения: богатые люди, о которых идет речь, описываются как безнравственные. Нагорная проповедь четко противопоставляет сокровище на земле и сокровище на небе. Вместе с тем, в притче о богаче и Лазаре показана незримая взаимосвязь, которая существует между этими персонажами: богач мог бы избежать своей скорбной участи, если бы помогал нищему. Пример Закхея показывает, что Христос принял покаяние неправедного богача, когда тот решился возместить убытки всем, кого обидел, и помогать нищим (Лк. 19:1–10).
Все эти направления мысли получают синтез в Первом послании к Тимофею. Повторяя мысль о тщетности богатства: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого», — автор продолжает: «…чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1 Тим. 6:17–19). Здесь под собиранием сокровища для вечной жизни понимаются добрые дела. И люди, обладающие богатством, призваны совершать добрые дела. Тленное богатство не только противопоставляется нетленному, но и становится инструментом для его собирания.