«Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Мк. 10:25). Что это значит?
Клавдий Лебедев, «Христос среди народа»
Источник: Церковно-археологический кабинет МДА
Известное изречение о верблюде и игольных ушах характеризует речь Иисуса как образную, метафорическую: самое крупное из использовавшихся животных сравнивается с самым малым из известных отверстий. Однако необычность данного сопоставления заставляла уже древне-церковных комментаторов искать альтернативные пути интерпретации. Ориген и вслед за ним Кирилл Александрийский полагали, что слово κάμηλος (верблюд) указывает не на животное, а на канат (σχοινίον)1Ориген. Фрагменты на Мф. 390 (GCS. 41, 166); Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Матфея. 219 (TU. 61, 226); Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея (PG. 123, 356 D).; о существовании этого мнения упоминает и Феофилакт Болгарский, почти буквально повторяя слова Кирилла2Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея (PG. 123, 356 D). Рус. пер.: С. 261.. Поводом к данному толкованию послужило фонетическое сходство слов κάμηλος (верблюд) и κάμιλος (канат, толстая веревка)3Некоторые рукописи Евангелия дают такое написание. См.: Aland K. Synopsis quattuor Evangeliorum. P. 341.. При таком понимании в сравнении, как может показаться, больше логики: два образа взяты из одного ряда.
Еще одно объяснение было предложено в новое время: якобы игольными ушами называлось узкое отверстие в стене Иерусалима, через которое можно было протащить верблюда лишь с большим трудом4Aicher G. Kamel und Nadelohr. S. 16–21.. Однако о существовании такого отверстия или ворот с таким наименованием ничего не известно.
Главное же то, что Иисус говорит о трудности пути в Царство Божие, но не о закрытости этого пути. Cпасение представлено как дар Божий, а не как плод человеческих усилий. В другом месте Иисус говорит о тесных вратах и узком пути, ведущих в жизнь вечную (Мф. 7:13–14), что соответствует представлению о трудности, но не невозможности достижения Царства Небесного.