Смог бы апостол Павел сдать ЕГЭ по литературе?
Святой Апостол Павел. Фреска пещеры Святых Павла и Феклы в Маалуле, Сирия. VI век
Источник: Демид / Fotoload
Апостол Павел — самый образованный новозаветный автор. Но давайте пофантазируем и представим, что школьники I в. должны были сдавать ЕГЭ по классической греческой литературе. Справился ли бы будущий апостол с этой задачей?
Разбираемся вместе в биографии великого апостола. Какое образование было для него важнее: светское или религиозное? Насколько он был начитан в светской литературе и в Священном Писании и что считал важным для себя?
Получил ли апостол Павел греческое образование?
Павел родился в киликийском городе Тарсе[1]. В Деяниях он назван «Тарсянином» (Деян. 9:11); в другом месте говорится, что он «из Киликии» (Деян. 23:34). Киликией называлась обширная область на юго-востоке Малой Азии[2], входившая в состав Римской империи. Тарс был столицей Киликии. Будучи крупным промышленным и торговым центром[3], он был также крупнейшим центром культуры, науки и образования[4]. Об этом свидетельствует греческий географ Страбон (ок. 64 г. до Р. Х. — ок. 23 г. по Р. Х.):
Жители Тарса с таким рвением занимались не только философией, но и общеобразовательными предметами, что превзошли Афины, Александрию и любое другое место, какое ни назовешь, где существуют школы и обучение философии. Отличие этого города от других в том, что здесь все, кто занимается наукой, местные уроженцы, а чужестранцы неохотно переселяются сюда... Далее, в городе Тарсе много всевозможных школ риторики. Вообще же Тарс имеет большое и очень богатое население, занимая положение главного города[5].
Тарс был частью огромной эллинистической цивилизации, сложившейся в результате побед Александра Македонского в IV веке до Р. Х. Эти победы привели к тому, что греческий образ жизни распространился на обширные территории Восточного Средиземноморья. Коренное население завоеванных областей принимало греческие обычаи, в городах строились театры и термы (бани), в гимнасиях занимались атлетикой и другими видами спорта, в театрах ставились драмы и комедии. Греческий язык сосуществовал с местными языками. Во времена Павла основная часть земель, некогда завоеванных Александром, входила в состав Римской империи, но это мало изменило их в культурном отношении. Основным языком империи по-прежнему оставался греческий.
Во многих городах империи проживали евреи. В своем подавляющем большинстве они сохраняли религию Ветхого Завета. В культурном отношении некоторые еврейские семьи диаспоры были эллинизированы, другие стремились сохранить свою национально-религиозную идентичность. При этом все евреи диаспоры говорили по-гречески.
Греческий язык был основным языком Тарса. Неудивительно, что Павел должен был с детства свободно владеть им наряду с арамейским. В Иерусалиме тот факт, что Павел владел греческим, вызвал недоумение у римского тысяченачальника, с удивлением спросившего: «Ты знаешь по-гречески?» (Деян. 21:37). Но для уроженца Тарса в этом не было ничего удивительного: многие образованные евреи диаспоры так же хорошо говорили по-гречески, как и по-еврейски.
Достоверных сведений о том, чтобы Павел получил греческое образование, будь то начальное, среднее или высшее, у нас нет, и мы не знаем, сколько лет он провел в Тарсе. По мнению ряда исследователей[6], в своих посланиях Павел не выказывает глубокого знания греческой философии, литературы или поэзии. Те немногие философские максимы, которые он цитирует, существовали независимо от своих литературных источников в качестве пословиц. Сказанное относится также к единственной во всем корпусе его посланий цитате из греческой поэзии: «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33)[7]. Эта цитата стала крылатым выражением, и ее использование вовсе не говорит о знакомстве Павла с греческой трагедией[8].
С другой стороны, нельзя исключить и возможность того, что родным языком Павла был греческий и что он был вполне прилично образован по греко-римским меркам. Не так давно на основании анализа риторики Посланий Павла было сделан вывод о том, что «Павел, как сын римского гражданина, получил в своем родном эллинистическом городе филологическое образование в его общей греко-эллинистической форме»[9].
«Воспитанный при ногах Гамалиила». Библейское образование апостола Павла
Начальное образование еврейские дети обычно получали в семье. Вере в единого Бога обучали с младенчества. Сравнивая язычников с евреями, Филон Александрийский пишет, что последние «избрали себе совсем иное направление жизни и совсем иному были обучены с пеленок родителями, воспитателями и наставниками и, главное, самими священными законами, а кроме них — неписаными правилами жизни: чтить единого Бога, Отца и Создателя Вселенной»[10].
Образование могло быть продолжено в школе при местной синагоге. Такие школы функционировали один день в неделю — по субботам[11]. Ученики собирались, чтобы послушать учителя, изъяснявшего Тору. Основным методом усвоения материала было заучивание наизусть священных текстов. Там же дети учились читать и писать.
По мнению некоторых ученых, грамотность среди мужчин в Израиле была едва ли не поголовной, так как все мальчики проходили через такого рода начальную школу[12]. Во всяком случае грамотность среди еврейских детей была выше, чем в целом по империи[13]. Другие ученые менее оптимистичны в оценках: «Несмотря на раздутые утверждения некоторых современных авторов, мы не должны воображать, что любой еврейский мужчина в Палестине умел читать, а женщинам редко давалась такая возможность. Грамотность, хотя и была очень желательна, не была абсолютной необходимостью для повседневной жизни простого человека»[14].
В юношеском возрасте наиболее одаренные ученики могли поступить на воспитание и обучение к одному из учителей закона. Для этого надо было отправиться в Иерусалим: там на постоянной основе базировались знатоки Писания. Многие из них имели свои школы.
Основным предметом изучения в школах раввинов была Тора — Пятикнижие Моисеево. Особое внимание уделялось «законам», то есть зафиксированным в Торе постановлениям религиозно-нравственного характера, а также различным толкованиям к ним.
Учителя еврейского народа полагали, что чем больше таких законов человек знает, тем меньше у него шансов стать преступником. Именно поэтому законы начинали учить с детства. Способ, при помощи которого они заучивались, изложен Иосифом Флавием в следующих словах, вкладываемых им в уста Моисея:
Когда народ будет собираться в священный город при наступлении праздника Кущей, то каждые семь лет первосвященник, став на возвышенное место, откуда его будет хорошо слышно, обязан прочитать всем вслух законы; и пусть не будут исключены из числа его слушателей ни женщины, ни дети, ни даже рабы... Законы будут в таком случае пользоваться большим значением в глазах прегрешающих, если они будут напоминать последним об ожидающих их наказаниях и если будут столь твердо запечатлены таким громким прочтением в сердцах людей, что всегда будут памятны им как в смысле сущности прегрешения, так и относительно неизбежного за этим наказания. Пусть поэтому и дети раньше всего заучивают наизусть законы: это для них будет наилучшим предметом обучения и основою их дальнейшего благополучия[15].
Этот текст показывает, что законы усваивали при помощи заучивания наизусть. Можно предположить, что способ усвоения Торы в школе, в которой обучался Савл, был примерно такой же, какой описан у Иосифа Флавия: учитель громко читал постановления закона Моисеева, а ученики повторяли их и заучивали.
Параллельно с текстом Торы ученики знакомились с толкованиями на нее своего учителя. Различные школы толковали Писание по-разному: известны, например, школы Шаммая и Гиллеля — двух раввинов, из которых первый считался более строгим и ортодоксальным, второй — более либеральным.
Где учился Иисус — еще и так, чтобы на равных беседовать с книжниками? Его обучали дома, в храме или вообще за пределами Израиля? Ищем ответ в исторических свидетельствах.
Мы не знаем, каким образом, при каких обстоятельствах и в каком возрасте Савл впервые оказался в Иерусалиме. Но свое религиозное образование он получил именно там[16]. В речи, произнесенной в Иерусалиме, после упоминания о рождении в Тарсе Киликийском, Павел так характеризует себя: «...воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге...» (Деян. 22:3). В Послании к Галатам Павел вспоминает свою молодость: «...и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» (Гал. 1:14).
Согласно иудейской традиции, Гамалиил был внуком Гиллеля и после смерти последнего возглавил его школу. В некоторых раввинистических источниках Гамалиил фигурирует в качестве главы синедриона; в действительности он был одним из его членов[17]. Еврейское предание приписывает Гамалиилу разнообразные изречения и деяния, свидетельствующие не только о глубоком знании им Писания, но и об определенной гибкости, с которой он применял его в жизни[18]. Раввин пользовался большим уважением, о чем свидетельствует следующее высказывание Талмуда: «Когда Гамалиил скончался, вместе с ним исчезло уважение к Торе, и перестали существовать чистота и воздержание»[19].
В Деяниях Гамалиил упоминается в одном эпизоде, в котором он встает на защиту Петра и апостолов:
Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время, а им сказал: мужи Израильские! подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать... Отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками. Они послушались его; и, призвав Апостолов, били их и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их (Деян. 5:34–40).
Приведенный эпизод свидетельствует как об уважении, которым пользовался Гамалиил в синедрионе, так и о толерантности Гамалиила к зарождавшемуся христианскому движению. Не случайно он стал единственным раввином I века, почитаемым не только в иудейской, но и в христианской традиции. Согласно церковному преданию, в конце жизни Гамалиил уверовал во Христа и принял крещение[20]. Церковь прославила его в лике праведных; память его празднуется 2 августа.
Выражение «воспитанный при ногах» отражает распространенную практику, согласно которой раввин учил сидя, а ученики располагались на полу или на земле у его ног. В данном случае, однако, оно имеет скорее переносный смысл, указывая на то, что Павел считал себя верным и преданным Гамалиилу, обязанным ему своим религиозным воспитанием.
Отвечая на поставленный вопрос, можно предположить, что апостол Павел не претендовал на обширную образованность в области греческой литературы. Если бы он столкнулся с суровыми требованиями к ЕГЭ, с которыми встречаются наши школьниками, он, скорее всего, был бы в недоумении и имел бы не слишком много шансов получить высший балл. Однако его библейская образованность была настолько высокой, что его тексты буквально сотканы из намеков на десятки библейских цитат.
Источник: Митрополит Волоколамский Иларион. «Апостол Павел. Биография».
[1] Ныне Тарсус (Турция). Блаженный Иероним считал, что Павел «происходил... из города Гискалиса в Иудее. После захвата города римлянами родители увезли мальчика с собой в киликийский город Тарс» (О знаменитых мужах 5 // PL. 23. Col. 615). На каком предании Иероним основывал это утверждение, неизвестно.
[2] В настоящее время это территория Турции.
[3] Johnson H. R. Who Then Is Paul? P. 11.
[4] Подробнее о Тарсе см. в кн.: Roetzel C. Paul. P. 12–19.
[5] Страбон. География. 14, 5, 12–13. С. 673–674.
[6] См., в частности: Hengel M. The Pre-Christian Paul. P. 2–3.
[7] Менандр. Фаида, фрагмент 157. С. 312 («дурная дружба губит нравы добрые»).
[8] Лозе Э. Павел. С. 9.
[9] Vegge T. Paulus und das antike Schulwesen. S. 494. О возможной связи между Павлом и греческими философами см. в кн.: Malherbe A. J. Paul and the Popular Philosophers. P. 1–9, 67–77.
[10] Филон Александрийский. О посольстве к Гаю. 16. С. 69.
[11] Филон Александрийский. Об особых законах. 2, 62 (Opera. Vol. 5. P. 102).
[12] Barclay W. Train Up a Child. P. 14.
[13] Ferguson E. Backgrounds of Early Christianity. P. 85–86.
[14] Meier J. P. A Marginal Jew. Vol. 1. P. 276. Отметим, что в настоящее время в научной литературе доминируют сдержанные оценки касательно самой возможности реконструкции системы образования у евреев до 70-го года. Подчеркивается, что большинство раввинистических источников, которые упоминают школы и учителей, датируются периодом поздней античности (см.: Hezser С. Jewish Literacy in Roman Palestine. P. 48–51). Они говорят о школах частного, неформального характера, которые дополняли образование в семье, а не заменяли его. Восстанавливать картину еврейского образования до разрушения храма с учетом и более поздних раввинистических источников исследователям позволяет убеждение в известном античном «консерватизме в структуре образования» (Riesner R. Jesus als Lehrer. S. 100–101). О ранних традициях в раввинистических источниках см. также: Neusner J. Early Judaism. P. 51–57; Sanders E. P. Paul and Palestinian Judaism. P. 63–65.
[15] Иосиф Флавий. Иудейские древности 4, 8, 12. С. 151.
[16] См.: Unnik W. C., van. Tarsus or Jerusalem. P. 301.
[17] Schürer E. The History of the Jewish People in the Age of Christ. Vol. II. P. 368.
[18] См.: Гамалиил I. С. 380.
[19] Мишна. Сота 9. 17.
[20] См.: Гамалиил I. С. 380–381.