Почему иконы — это не идолы?
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Мастерские Оружейной палаты, начало XVIII века
Источник: Демид / Fotoload
Бог по Своей природе есть Дух (Ин. 4:24) и Он невидим. Однако главным событием христианской истории стало Боговоплощение — пришествие в мир Бога в человеческой плоти. Благодаря Боговоплощению «Слово стало плотию» (Ин. 1:14), и в лике Сына Божия Иисуса Христа люди узрели таинственный и невидимый лик Божий.
Именно на этой истине основывается теория и практика иконописания. Изображать невидимого Бога нельзя, но можно изображать все то, что было явлено людям в видимом облике. Следовательно, можно изображать Иисуса Христа и события Его жизни. На иконе Богоявления можно изображать Святого Духа таким, каким Он явился людям, когда Иисус выходил из воды: в виде голубя. И можно изображать на иконах Божию Матерь, святых, различные события Священной истории и истории Церкви.
В Православной Церкви иконы пользуются особым почитанием. Почитание икон — не просто благочестивая традиция: это догмат. Его провозглашение в VIII веке стало итогом жестоких гонений иконоборцев против иконопочитателей. Осудив иконоборчество как ересь, Церковь богословски осмыслила практику иконописания и иконопочитания, существовавшую в ней с самой глубокой древности.
Почитание икон не имеет ничего общего с идолопоклонством и никоим образом не является нарушением второй заповеди закона Моисеева: «Не делай себе кумира» (Исх. 20:4). Эта заповедь была направлена против поклонения ложным богам, поскольку древним людям было свойственно обожествлять животных, предметы быта или природные силы и поклоняться им как богам. Христиане же поклоняются единому истинному Богу.
Отвечая на нападки иконоборцев, Отцы Церкви настаивали на различии между поклонением, которое подобает одному Богу, и почитанием, подобающим Богородице и святым. Христиане поклоняются единому Богу, в Троице славимому. Святых же они почитают, но не обожествляют и не поклоняются им как богам или идолам.
Почитание икон выражается в том, что верующие молятся перед ними, совершают перед ними поклоны, целуют их. При этом знаки почтения воздаются не доске с красками, а тому, кто на ней изображен. По словам Отцов Церкви, «честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу».
Источник: Митрополит Волоколамский Иларион. Катехизис. Краткий путеводитель по православной вере.