Первая женщина во власти, услышавшая о Христе
Средневековое изображение африканской царицы
Источник: Wikimedia Commons
Бóльшая часть Книги Деяний посвящена проповеди христианства среди язычников. Эта проповедь связывается, прежде всего, с именами апостолов Петра и Павла. Однако первое обращение язычника, описанное Лукой, связано с деятельностью апостола Филиппа.
Это не столь широко известный участник событий, изложенных в Деяниях. Но участник этот, безусловно, неординарный. Именно с ним повторилось чудо, которое, согласно Книге пророка Даниила по версии Септуагинты, произошло с пророком Аввакумом (Дан 14. 36): Филипп был восхищен Ангелом и перенесен с дороги, ведущий в Газу, в город Ашдод (Азот). Про его четырех дочерей известно, что они были пророчицами (Деян. 21:9), и это одно из драгоценных упоминаний того, что в древней Церкви существовало пророческое служение и женщины участвовали в нем наравне с мужчинами.
Более того, это не единственное упоминание женщин в контексте проповеди Филиппа. Именно ему было суждено первым донести благую весть до правителя языческого государства, и этим правителем оказалась женщина. Многие переводы Книги Деяний передают ее имя как «Кандакия», но имя ли это на самом деле?
Приводим рассказ о встречи Филиппа со слугой эфиопской царицы по учебнику митрополита Волоколамского Илариона «Деяния святых апостолов», над которым в настоящее время ведется работа.
***
Еще одним выходом проповеди христианства за пределы Иудеи станет беседа Филиппа с евнухом Кандакии, царицы эфиопской. Согласно Луке, апостолы, видя результаты миссионерской деятельности Филиппа в Самарии, послали туда Петра и Иоанна (об этом речь пойдет в следующей главе). Филипп же получил от Бога повеление направиться на проповедь в новое место:
А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста. Он встал и пошел.
И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию. Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице. Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним. А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его. Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом? Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь.
А Филипп оказался в Азоте и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришел в Кесарию (Деян 8. 26-40).
Слова «встань и иди на полдень (κατὰ μεσεμβρίαν), на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста (αὕτη ἐστὶν ἔρημος)» представляют определенную трудность для интерпретации. Фразу κατὰ μεσεμβρίαν можно понять и как «на полдень», то есть «на юг» (эта трактовка отражена в Синодальном переводе), и как «в полдень». Во втором случае Ангел указал Филиппу, в какое именно время ему нужно выйти на дорогу к Газе. Слова αὕτη ἐστὶν ἔρημος буквально означают «эта есть пустынна», они могут относиться как к Газе, так и к дороге (в Синодальном переводе отражен второй вариант).
Газа была древним (изначально филистимским) городом, лежащим на пути из Иерусалима в Египет. В 92 году до Р. Х. она была разрушена царем Александром Яннаем и оставалась в этом состоянии до 56 года до Р. Х., когда она была отстроена заново Авлом Габинием, римским наместником в Сирии. Новый город был ближе к морю и находился южнее старого города. Если понимать слова αὕτη ἐστὶν ἔρημος как относящиеся к Газе, то они обозначают старый город (как противопоставленный новой Газе, выстроенной Габинием). Если же слово «пуста» относится к дороге, то, возможно, речь идет о том, что в полдень дорога была безлюдна1Левинская И. А. Деяния апостолов. Главы I–VIII. С. 266–268..
Эфиопией здесь названо государство Куш со столицей Мероэ, просуществовавшее от середины VIII века до Р. Х. до IV века по Р. Х. На религию этого государства и его культуру в целом оказывал сильное влияние Египет. В античных источниках, начиная с романа «История Александра Великого», неоднократно упоминаются царицы Эфиопии с именем «Кандакия». Это объясняется тем, что слово «кандака» было нарицательным ― оно обозначало царицу или королеву-мать.
Филипп услышал, как евнух эфиопской царицы читает слова из Книги пророка Исаии (Ис 53. 5-7). Автор Книги Деяний ничего не сообщает о религиозном статусе этого евнуха. Он чтил Бога Израилева, однако по закону Моисееву не мог войти «в общество Господне» (Втор 23. 1). Из текста также ясно, что у евнуха не было учителя, который мог бы объяснять ему Писание.
Таким учителем становится для него Филипп. Как и в истории обращения Корнилия, которую мы рассмотрим в следующей главе, Сам Дух Святой явным образом проявляет заботу о человеке языческого происхождения, посылая к нему апостола как наставника. Получив наставление, исповедовав свою веру и крестившись, новообращенный эфиоп удостоился дара Святого Духа, став «начатком» верующих из языческого окружения. На нем сбылись слова Исаии, того самого пророка, которого евнух читал на пути:
Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу: «Господь совсем отделил меня от Своего народа», и да не говорит евнух: «вот я сухое дерево». Ибо Господь так говорит об евнухах: которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, – тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится (Ис 56. 3–5).
Если евнух продолжил чтение Книги Исаии с того места, где остановился для разговора с Филиппом, то он не мог не заметить этих слов.
Прямо сейчас вы можете увидеть своими глазами, какие плоды принесла проповедь Филиппа много веков спустя. Специально для портала «Иисус» иеромонах Стефан (Игумнов) записал цикл видеорепортажей о своей поездке в Эфиопию. Вы узнаете, в каких городах никого не остается дома, когда совершается крестный ход, как священники и народ танцами выражают свою радость о Господе и где же хранится ковчег Завета, который пытался найти Индиана Джонс.