Ошибся ли Матфей, цитируя пророчество?

Рембрандт «Иеремия оплакивает разрушение Иерусалима»
Источник: Wikimedia Commons

Евангелие от Матфея — единственное, в котором рассказывается о кончине Иуды (Лука рассказывает об этом не в Евангелии, а в Книге Деяний). При этом Матфей описывает события со ссылкой на загадочное пророчество:

Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился. Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та «землею крови» до сего дня. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь (Мф. 27:3-10).

Приведенный Матфеем текст в действительности принадлежит пророку Захарии: «И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника» (Зах. 11:13). С другой стороны, у пророка Иеремии описывается покупка поля за семь сиклей серебра и десять сребренников (Иер. 32:6-9), упоминается дом горшечника, глиняный кувшин, кровь невинных (Иер. 18:2-4; 19:1-4). Возможно, Матфей имел в виду образы из этой книги, либо он пользовался каким-то не дошедшим до нас источником. Блаженный Иероним пишет: «В списке еврейских писаний, которые дал мне один еврей из Назорейской секты, я недавно читал апокрифическое издание Книги Иеремии, в котором цитата из Матфея приведена слово в слово»1Иероним. Комментарии на Евангелие от Матфея 4, 27, 10. Библ. Комм. Мф. 1б. СЧ. 345..

Достойна упоминания и еще одна точка зрения: Иеремия для Матфея — это не только историческое лицо, пророк, но и символ, указывающий на бедствия. То есть цитируя пророчество, близкое к тексту Захарии, хорошо известному читателям Матфея, Евангелист сослался на Иеремию, чтобы подчеркнуть скорбный характер пророчества.

Источник: Митрополит Волоколамский Иларион. Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга 6: Смерть и Воскресение. Глава 7, раздел 6.