Можно ли «выучиться» на пророка?
Огненное восхождение святого Илии Пророка. Русская икона
Источник: Демид / Fotoload
У пророков были ученики и даже целые школы: в Четвертой книге Царств упоминаются сыны пророков, которые в Вефиле, сыны пророков, которые в Иерихоне, пятьдесят человек из сынов пророческих (4 Цар. 2:3, 5, 7). Однако пророческая харизма не передавалась путем простого обучения. Между великими пророками существовало определенное преемство, которое обеспечивалось тем, что дух одного пророка после его смерти или ухода передавался другому. При этом один пророк не мог передать другому свои дарования как бы по наследству: все зависело исключительно от воли Божией. Вот как передача пророческой харизмы от Илии к Елисею описывается в Четвертой книге Царств:
И взял Илия милоть1 Милоть — одежда из овечьей шерсти, плащ, накидка. свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху. Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, чтo сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет. Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! и не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части. И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана; и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, — Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей. И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли (4 Цар. 2:8–15).
Одним из основных свойств пророков была способ ность предсказывать будущее. Греческое слово προφήτης, употребляемое в Септуагинте и Новом Завете для передачи еврейского נביא — nāḇi, указывает именно на этот аспект их деятельности: προφήτης буквально означает «говорящий заранее», «предсказывающий». Книги пророков наполнены предсказаниями, касающимися судьбы народа израильского, других народов, отдельных земель и городов. Грозные предзнаменования, предостережения и указания на бедствия вследствие непослушания Богу и неисполнения Его заповедей чередуются с обетованиями, связанными с ожиданием пришествия Мессии. Этот мессианский элемент — главное, что привлекало новозаветных авторов в книгах пророков.
Слушайте книги великих пророков первыми на Рождественском марафоне.
Эпоха пророков в истории Израиля обнимает собой внушительный период: от XI века до Р. Х., когда жил Самуил, до V века до Р. Х., когда умер Малахия — последний из «малых пророков», чьи книги вошли в Ветхий Завет. В течение примерно четырех столетий перед рождением Иисуса в Израиле не было пророков — по крайней мере, таких, которые по степени своего влияния могли бы сравниться с древними пророками. Однако ожидание возвращения одного из пророков было широко распространено2 Cullman O. The Christology of the New Testament. P. 16–18..
В частности, предполагали, что вернуться на землю может Илия, поскольку, согласно Четвертой книге Царств, он не умер, а был вознесен на небо. Ожидание второго пришествия Илии базировалось, в частности, на словах пророка Малахии: Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием (Мал. 4:5–6). Эти слова были хорошо известны во времена Иисуса.
Читайте также: В чем заключалась «работа» пророков и как они реагировали на призвание.
Ожидание «последнего пророка» было так же широко распространено, как и ожидание Мессии. Некоторые отождествляли этого пророка с обетованным Мессией, другие — с Илией, полагая, что его приход будет предшествовать приходу Мессии. Вот почему появление Иоанна Крестителя на берегах Иордана вызвало огромное возбуждение в народе и вот почему имя Илии часто упоминалось в связи с ним. Сам Иисус говорит о нем: и если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти (Мф. 11:14). Эти слова следует понимать в том смысле, что, хотя Иоанн не Илия (Ин. 1:21), он выполняет ту миссию, которую должен был выполнить Илия перед пришествием Мессии (Мф. 11:14). По той же причине некоторые видели Илию в Самом Иисусе.
Источник: Иисус Христос. Жизнь и учение: Книга 1. Начало Евангелия.